В России царит «скрытое злорадство» в связи с результатами британского референдума, делится впечатлениями московский корреспондент Postimees (27.06). Он приводит высказывания россиян: «Эта ваша идея о Европейском союзе рухнет», «Так им и надо. Не нужно учить других», «Путин прав! У Европы нет будущего». Многие российские эксперты допускают, что Брексит приведет к образованию двухуровневого ЕС, в котором «старая Европа» потребует особых прав ради сохранения союза, а это в дальнейшем улучшит переговорные позиции России в Европе.
Но даже и сейчас Европе нечего «противопоставить России», тот же Совет Европы «совершенно беспомощен» в этом отношении. Государства Западной Европы скорее заинтересованы в сотрудничестве с РФ, чем в строгом соблюдении санкций, обеспокоен обозреватель Postimees (29.06). С его точки зрения, сложилась «очень странная» ситуация, когда Россия, утратив право голоса в ПАСЕ, повернулась спиной ко всему Совету Европы, но делегации ПАСЕ ведут с ней переговоры, а Москва даже лоббирует через них свои интересы.
Владимир Путин видит одним из своих главных партнеров в Европе президента Финляндии Саули Ниинистё, с которым недавно встречался. Ниинистё, в отличие от иных западных руководителей, вообще часто встречается с президентом РФ и еще чаще разговаривает с ним по телефону, объясняет своим читателям Eesti Päevaleht (02.07). Однако «тирады Путина» на совместной с финским коллегой пресс-конференции не оставили у корреспондента газеты «никаких сомнений» в том, что российский лидер «не изменил своей конструкции оправдания: он ничего не сделал плохого на Украине, он отвел войска на полторы тысячи километров от границы Финляндии, но тут же пришли войска НАТО».
Путин также повторил, что американская система ПРО с самого начала была обманом. «Словом, пресс-конференция была напряженной, стороны словно не слышали друг друга, — резюмирует автор. — Однако последовавший затем ужин и переговоры о сотрудничестве затянулись явно дольше, чем было запланировано, и это уже хороший показатель».
Встреча Владимира Путина и Саули Ниинистё вызвала «явное раздражение» у главы Финляндии, пришел к выводу репортер ERR (01.07). «Путин пытался на пресс-конференции приуменьшить роль России в регионе Балтийского моря и говорил больше о НАТО». «Болезненной темой» для обеих сторон были и санкции, о чем, по мнению корреспондента, может свидетельствовать приглашение на ужин президентов министров экономики Финляндии и России.
«Поведение Путина показалось двойственным. Из его слов и мимики нельзя было прямо высчитать его мнение. Но можно было видеть, что встреча вызвала у Ниинистё гораздо большее раздражение, чем, например, встреча с президентом Эстонии Тоомасом Хендриком Ильвесом, на которой он тоже себя не чувствовал хорошо. Он был явно раздражен заявлениями Путина», — описывает свои наблюдения эстонский журналист.
За миролюбивой риторикой России кроются «экспансионистские планы», и часть публики позволяет себя обмануть, печалится в Eesti Päevaleht (30.06) директор Международного центра оборонных исследований, бывший посол Эстонии в Америке и России Юри Луйк (Jüri Luik). В частности, он раскритиковал известное заявление главы МИД ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера (Frank-Walter Steinmeier) о необходимости сосредоточиться на диалоге с Россией, а не на «бряцании оружием».
О мотивах этого заявления можно спорить, указывает автор, но «слабость диалогу не способствует»: «Сейчас только Россия демонстрирует силу, прежде всего, на Украине и в Сирии». «Россия проводит психологические атаки как в годы „холодной войны“, российская пропаганда мира, как когда-то и советская пропаганда, основывается на большой лжи. Путину нравится играть в войну, и его миролюбие неубедительно».
Более того, различные российские «пропагандистские каналы и СМИ» собирают «любую информацию, которую можно использовать против Эстонии и других стран Балтии» (Postimees, 29.06). «Они подгоняют информацию, чтобы она была угодна Кремлю, в надежде, что российский или западный канал подберет ее и тем самым повлияет на восприятие Эстонии и других государств Балтии». Прежде всего, воздействию подвергается русскоговорящее население европейских стран и тамошние «прямые или опосредованные сторонники Кремля». Эстонию называют «провалившимся» и «фашистским» государством, которое с помощью НАТО разжигает на Западе вражду к России и притесняет русскоговорящих жителей.
Пока в ЕС спорят, как еще сильнее надавить на Россию, у нее неожиданно появился очень сильный «новый-старый» партнер на юге. Турция намерена войти в число региональных лидеров, а для этого ей нужны сильные соратники. В качестве первого шага она желает нормализовать отношения с Россией и Израилем, анализирует ситуацию Postimees (30.06), в том числе, указывая на то, что Турция много потеряла из-за отсутствия российских туристов, и что заморожены проекты сооружения газопровода и АЭС. Так что извинения президента Турции были, скорее, прагматичным шагом, хотя местные СМИ подчеркивают, что президент извинялся не перед Россией, а перед семьей погибшего пилота.
Eesti Päevaleht (30.06) допускает, что извинения Реджепа Эрдогана и «оперативная положительная» реакция на них со стороны Кремля — «предварительно согласованная совместная постановка». Для властей России разрешение кризиса отношениях с Турцией важно в преддверии выборов в Государственную думу, утверждает обозреватель издания. «Несмотря на гибель Бориса Немцова и арест его бывшего коллеги губернатора Никиты Белых, совершенно не исключено, что оппозиция может преподнести сюрприз на выборах. Для русских закрытие дешевого туризма в Египет и Турцию стало болезненным ударом, и его невозможно компенсировать курортами Крыма. Сейчас же полеты в Турцию могут быть быстро восстановлены и отдохнувшие на курортах россияне станут к выборам уже по-иному настроенными людьми».
Экономика России нуждается в быстрых инвестициях. По сведениям Postimees (01.07), «после Крыма» иностранные инвестиции в России сократились с 70 до пяти миллиардов долларов в год, РФ пока не нашла им замены из собственных средств, «надежды на Китай не оправдались», а Владимир Путин «опасается печатать новые деньги, что может привести к неконтролируемой инфляции». «Даже предприниматели России не будут инвестировать до тех пор, пока не убедятся, что правоохранительные органы начали по-настоящему защищать их права, а не просто обслуживать существующую политическую систему».
Как отмечено в статье, авторы разрабатываемых в России экономических планов сходятся на трех вещах, которые «не нравятся Путину»: необходимость улучшения отношений с Западом, изменение «слишком затратной» социальной системы и создание правового государства. «Кремль вынужден заниматься реформами, но они будут медленными и расплывчатыми, так как Путин вынужден считаться с различными интересами силовиков, государственных корпораций и региональных групп».