В ночь на 5 июля в Торецке Донецкой области группа местных жителей попыталась заблокировать перемещение по городу украинских военных. Сложно однозначно утверждать, что к этому инциденту причастна Россия, однако удивительно, что Москва не попыталась снять с инцидента пропагандистские сливки. Очевидно, что тему Донбасса в российских СМИ намеренно перекрывают другими. Это, впрочем, не означает, что Кремль больше не собирается вредить Украине, считает российский политолог Дмитрий Орешкин.
Такие происшествия, как инцидент в Торецке, редко бывают совсем уж стихийными. Это не значит, что Россия непричастна. Мы не знаем, кто это организовал, но нам известно, что не было попыток снять пропагандистские сливки с этой истории. То есть вполне возможно, что кто-то к этому и приложил руку, но чтобы Украине жизнь испортить, а не здесь (в России) поднять массовые восторги.
Тему Донбасса в России остужают, выводят из фокуса. И для Украины это, наверное, хорошая новость. А вот судить, как себя нужно вести украинцам, не могу, потому что единственное, что я видел, — это сообщения на украинских сайтах. Даже на наших «патриотических донбасских сайтах» таких сообщений я особо не заметил. А уж во внутрироссийских — эта тема вообще как-то «проскочила».
Есть медийные проблемы и проблемы реальной политики. В конкретной политике — везде, где это возможно, — нужно наступить соседу на мозоль. Другое дело, надо ли потом кричать: «Я наступил на мозоль! Смотрите, как он прыгает и как ему больно!» Иной вариант — наступить и промолчать, а потом как-нибудь и лопатой по ноге дать. Но незаметно, без шума.
Честно говоря, не знаю, почему в Торецке все это произошло. Но инцидент означает, что люди устали, становятся агрессивнее, что у них претензии к власти и к той, и к этой. Конечно, это опасно. В условиях полного карт-бланша я бы плюнул к черту на этот Донбасс, но это сделать категорически тяжело, потому что для многих — для того же Порошенко — это будет потерей лица. Он ведь так много и патриотично говорил, что «уже к осени» вернет Донбасс и т.д. Из академических соображений это та территория, которая твоей уже не станет. Во всяком случае, в среднесрочной перспективе. Так же и России тяжело в ментальном и пропагандистском смыслах отказаться от Донбасса. Путина сразу обвинят, что он слил «русский мир». Хотя ему то все равно, потому что он медийное пространство контролирует. А на Украине это было бы «предательством» со стороны Порошенко — он не может этого сделать. Москва сейчас привязывает Украину к этой территории, одновременно не давая уйти и максимально осложняя взаимодействие с ней.
Я так понимаю, что ситуация на Донбассе обостряется. Мне трудно судить, с чьей стороны исходит инициатива. Потому что в так называемой ДНР говорят, что «ВСУ 500 раз обстреляли территории их «республики» и погубили столько-то мирных граждан». Украинские источники говорят, что «по всей линии соприкосновения идут наступления и провокации со стороны самопровозглашенных «республик». Из этого следует вывод, что ситуация подогревается. Не знаю, кем и кому она выгоднее.
Но это не сопровождается массовой пропагандистской истерикой, что раньше было всегда. Не потому что миролюбие захватило умы наших политиков, а потому что они просто считают, что эту тему сейчас не стоит педалировать в СМИ. Больших побед нет, людей все больше волнуют вопросы цен. А тут, значит, кто-то с кем-то воюет на Донбассе. Сейчас в СМИ в связи с выборами (в Государственную думу России, — «Апостроф») активно обсуждаются партийные съезды, ну и традиционно любят говорить о том, что в советские времена называлось «общим кризисом капитализма». Украина остается врагом, но из медийного пространства ее убрали. Украина — «сателлит обобщенного Запада, который не имеет самостоятельной политики». Украина «рабски зависит от Брюсселя», «Брюссель рабски зависит от Америки», а «Америка рабски зависит от мирового жидомасонского заговора или марсиан» — вот примерно такая картина. Это хорошо, когда у украинцев плохо, но «мы здесь ни при чем».