Тема НАТО в украинском обществе всегда была неким раздражителем, лакмусовой бумажкой, определяющим «свой-чужой». Она всегда присутствовала в политическом или дипломатическом плане, «висела» в воздухе за спиной переговорщиков, даже если прямо о НАТО речь не шла.
Путинская авантюра на Украине, аннексия Крыма и оккупация Донбасса вывели из спячки политическую элиту Украины. Всем стало понятно, что дальше играть с вопросами, которые составляют основу национальной безопасности страны, нельзя.
Волна политического энтузиазма относительно НАТО, спровоцированная российской агрессией, открыла двери для широкомасштабного взаимодействия с Североатлантическим альянсом и его государствами-членами в рамках проектов, инициатив и фондов в поддержку обороноспособности государства, реформирования сектора безопасности и обороны, укрепления потенциала наших вооруженных сил.
Вместе с тем этому взаимодействию не хватало системности, целенаправленности и планомерности. К сожалению, вынуждена констатировать, что за период, прошедший с Революции достоинства, было сделано очень мало для восстановления системного проактивного взаимодействия с Альянсом.
Сейчас мы прилагаем усилия, чтобы исправить ситуацию, обеспечить процессы функциональной интеграции Украины в НАТО и создать благоприятные условия для постановки вопроса относительно предоставления Украине Плана действий относительно членства в НАТО. Работа идет одновременно по нескольким направлениям.
Первое направление — организация и координация процессов сотрудничества с НАТО.
Завершается работа по восстановлению национального координационного органа по сотрудничеству с НАТО и созданию межведомственной Комиссии по вопросам координации евроатлантической интеграции Украины под председательством вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции.
В состав Комиссии войдут национальные координаторы в ранге заместителей министров, которые будут отвечать за конкретные направления взаимодействия с НАТО.
Второе направление — информационная поддержка процессов евроатлантической интеграции.
В украинском обществе увеличивается общественная поддержка курса на членство Украины в НАТО. По данным Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива и социологической службы Центра Разумкова, если бы референдум относительно вступления в НАТО состоялся в мае, то почти 78% украинцев проголосовали бы «за».
Поэтому мы постепенно восстанавливаем информационно-разъяснительную работу центральных органов исполнительной власти относительно содержания нашего сотрудничества с Альянсом. Госкомтелерадио совместно с другими министерствами и ведомствами готовит проект Государственной программы информирования общественности в сфере евроатлантической интеграции на 2017-2020 годы.
Когда этот документ обретет проектные очертания, мы пригласим украинские неправительственные организации, экспертов и волонтеров присоединиться к работе. Также рассчитываем на украинский бизнес и международную поддержку.
Третье направление — кадровая поддержка сотрудничества с НАТО.
Главная проблема — отсутствие подготовленных специалистов. В настоящее время осуществляется анализ кадровой и профессиональной ситуации, но даже поверхностный взгляд говорит о том, что изменений нужно очень много.
Четвертое направление — общественная поддержка нашей работы с НАТО.
Наша цель — привлечь гражданское общество к мониторингу выполнения центральными органами исполнительной власти и другими государственными органами Годовой национальной программы сотрудничества Украины с НАТО и мониторинга эволюции общественного мнения относительно НАТО и процессов взаимодействия государства с Альянсом.
Пятое направление — политическая, а точнее — парламентская поддержка процессов взаимодействия с НАТО.
Верховная рада уже довольно давно сотрудничает с НАТО и ее Парламентской ассамблеей. Недавно в Киеве состоялось очередное заседание межпарламентского совета Украина-НАТО. В нашем парламенте основано и активно действует МФО «Украине — Евроатлантическое пространство».
Политика функциональной интеграции в НАТО, которая сейчас активно проводится Украиной, потребует конкретизации конечной цели нашего сотрудничества с НАТО и законодательного определения. Роль Верховной рады в этих вопросах является определяющей.
Шестое направление (последнее по счету, но не по значимости) — содержательное наполнение процессов сотрудничества Украины с НАТО.
Речь идет о Годовой национальной программе сотрудничества Украины с НАТО (ГНП), которая является ключевым системным документом взаимодействия с НАТО и важным инструментом осуществления реформ на Украине при поддержке Альянса.
К сотрудничеству с Альянсом в рамках ГНП привлечено более 30 центральных органов исполнительной власти и других государственных органов.
В ближайшие дни начнется межведомственная работа по подготовке проекта ГНП на 2017 год. Мы хотим сделать этот документ более целенаправленным и сориентированным на стратегические реформы.
Ведь традиционно уровень выполнения мероприятий ГНП составлял лишь 30%. Это очень мало, но для исправления ситуации недостаточно межведомственной координация. Требуется внимание средств массовой информации, парламентский контроль и контроль гражданского общества.
Все это должно обеспечить успех реформы сектора безопасности и обороны. На нынешнем этапе наша задача — достижение полной совместимости вооруженных сил и других составляющих сектора безопасности и обороны Украины со стандартами НАТО.
Вместе с советниками НАТО подготовлен важный программный документ, озаглавленный «Стратегический оборонный бюллетень» — дорожная карта оборонной реформы с определением путей ее внедрения на началах и принципах, которыми руководствуются государства-члены НАТО.
Начата подготовка к проведению осмотра оборонно-промышленного комплекса при помощи экспертов НАТО, по примеру того, как это было сделано ранее в рамках оборонного обзора и реформы оборонно-промышленного комплекса.
На фоне российской агрессии нельзя забывать и о военнослужащих, которые выполняют задания за рубежом в составе международных миротворческих миссий под руководством НАТО. Уже общеизвестно, что подразделения Вооруженных сил Украины, которые активно участвовали в мероприятиях по НАТО, оказались наиболее подготовленными и боеспособными в период активной фазы боевых действий на Донбассе.
Сегодня украинский национальный контингент и персонал выполняют задачи в составе миссии НАТО «Решительная поддержка» в Исламской Республике Афганистан и многонациональных сил КФОР в Косово, Республика Сербия. Украиной осуществляется также поддержка морской операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море. В этом году я намерен посетить место дислокации украинского контингента в зоне проведения операций КФОР в Косово. Нам надо поддерживать связь наших ребят с Родиной.
Список приведенных выше направлений работы не является исчерпывающим. Главное то, что работа по линии сотрудничества с НАТО приобретает системность и планомерность, получает все больше и больше поддержки со стороны государства и общества.
Чтобы у читателя не сложилось впечатление, что у нас все хорошо и в розовых тонах, хочу заметить, что количество проблем, которые необходимо преодолевать для того, чтобы процессы сотрудничества с НАТО стали более четкими, прозрачными и эффективными, постоянно растет. Решение этих проблем в значительной степени зависит от результатов саммита НАТО, который состоится в Варшаве.
От него ждем судьбоносные решения относительно обороноспособности как членов Альянса, так и нашего государства.
В частности, 9 июля в рамках саммита состоится заседание Комиссии Украина-НАТО на уровне глав государств и правительств. Украина станет единственной страной-партнером НАТО, которая будет иметь отдельное заседание на высшем уровне в рамках саммита.
Это — еще одно свидетельство, что НАТО продолжает стоять бок-о-бок с Украиной.
Комиссия Украина-НАТО обсудит немало вопросов. Это и ситуация с безопасностью на Украине, и пути дальнейшего давления на Россию, и достигнутые результаты в реформах, в частности в оборонном секторе, и перспективы дальнейшего углубления отношений и сотрудничества.
Именно здесь, во время заседания Комиссии Украина-НАТО, будет утвержден Комплексный пакет помощи Украине. Этот пакет станет уникальным в истории Альянса инструментом помощи стране-партнеру.
Ведь еще никогда в истории своего существования НАТО не предоставляла такой по объему и содержанию поддержки стране — не члену Альянса.
Иванна Климпуш-Цинцадзе, вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции.