Крупные военные учения России «Запад» в 2009 году завершились симуляцией ядерной атаки на Варшаву. Из российских учений можно сделать вывод, что страна готовится применять в региональных войнах как обычные, так и ядерные вооружения. В русских терминах конфликт «деэскалируется» путем введения ядерных боезарядов.
Британский специалист по России Джеймс Шерр (James Sherr) из аналитического центра Chatham House поясняет эту логику. Президент Владимир Путин и его окружение становятся все более замкнутыми и подозрительными. По словам Шерра, возникает «чрезвычайно ядовитый коктейль» фактов, полуправды и лжи. Российская теория заговора предполагает, что за расширением ЕС и НАТО стоят США, которые стремятся изолировать, дестабилизировать и расколоть Россию.
«Они представляют себе худший из возможных сценариев и пытаются избежать эскалации будущих конфликтов. Введение ядерного оружия — это их способ деэскалировать войну», — поясняет Джеймс Шерр.
Президент Путин часто напоминает, что стоит во главе ядерной державы. У России больше всех в мире ядерного оружия, включая 2 тысячи единиц тактических ядерных вооружений, то есть оружия поля боя, такого как бомбы, гранаты и мины.
В 2009 году президент США Барак Обама получил Нобелевскую премию мира. Он стремится к полному ядерному разоружению по всему миру. На саммите НАТО в Лиссабоне в 2010 году утверждалось, что основная функция ядерного оружия — сдерживание, и мир «чрезвычайно далек от мысли об его использовании».
На саммите 2012 года в Чикаго поднимался вопрос, не пора ли НАТО избавиться от остатков тактических ядерных вооружений на территории Европы. Сейчас там находятся около 200 американских авиабомб. Но теперь на саммите в Варшаве возник противоположный вопрос: удастся ли альянсу удержать Россию от применения ядерного оружия? Или же НАТО пора пересмотреть свою доктрину? В первую очередь, это вызовет политические затруднения.
«Не буду вдаваться в детали, но могу сказать, что мы постоянно тщательно анализируем нашу политику и наши возможности», — уклончиво ответил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на встрече министров обороны альянса в июне.
Со стороны НАТО ядерное оружие есть у Франции. На конференции Леннарта Мери в Таллинне в мае представитель французского правительства предостерег с учетом российского образа мыслей:
«Нет такого понятия, как ограниченная ядерная война».
Швецию тоже затрагивает эта проблема. В так называемую русскую Пасху, а именно вечером Страстной пятницы в 2013 году, четыре российских самолета отрабатывали удар по целям в районе Стокгольма и в южной Швеции. В феврале 2016 года Йенс Столтенберг подтвердил, что это была симуляции ядерной атаки.
«Это событие — часть большой российской стратегии. Россия хочет показать прибалтам, а также Финляндии и Швеции, что они беззащитны, и не важно, является ли страна членом НАТО или нет. Русские хотят донести до нас, что, если дело дойдет до войны, решать будет Россия. Она решит, где и когда война начнется, где и когда закончится», — объясняет Джеймс Шерр.
Министр обороны Швеции Петер Хультквист (Peter Hultqvist), который участвует в ряде мероприятий саммита НАТО, намерен обсудить ядерную угрозу со своими коллегами.
«Если применить ядерные вооружения, то последствия будут ужасными. Поэтому вызывают тревогу постоянные напоминания России, что у нее есть ядерное оружие», — говорит министр обороны.
Саммит НАТО проходит в Варшаве сегодня и завтра. Одна из его тем — безопасность в Балтийском регионе, о чем DN уже писала в четверг.
Швецию представляет премьер-министр Стефан Левен (Stefan Löfven), который в пятницу приглашен на деловой ужин с другими главами государств. Приглашения получили и министр иностранных дел Маргот Валльстрем (Margot Wallström), и министр обороны Петер Хультквист. В субботу они обсудят с коллегами ситуацию в Афганистане, а также военно-техническое сотрудничество. Еще один член шведской делегации — верховный главнокомандующий вооруженными силами Микаэдь Бюден (Micael Bydén).