Центральной темой СМИ был состоявшийся в Варшаве саммит НАТО, который еще до открытия назвали одним из главных политических событий последнего времени. Действительно, многое на этом саммите было знаменательным, считает газета Der Standard (11.07). Так, было принято решение о размещении в Восточной Европе крупнейшей после окончания холодной войны группировки войск НАТО с целью демонстрации готовности к коллективной обороне. Барак Обама заявил на саммите, что для Европы наступила «ключевая фаза» и что за почти 70 лет существования альянса его члены «еще никогда не подвергались таким серьезным и столь многочисленным угрозам, как в настоящее время — угрозам политическим и гуманитарным».
Обама не забыл упомянуть и Россию, как одну из главных опасностей, пишет газета и акцентирует внимание на его фразе: «Моя позиция состоит в том, что и в хорошие, и в плохие времена Европа всегда может положиться на США». Некоторое замешательство вызвало высказывание президента Франции Франсуа Олланда о том, что он не видит в России «никакой угрозы». Однако, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг поправил его, заявив, что «хотя мы и не находимся в состоянии новой холодной войны», но мечта 90-х годов о том, что Россия могла бы стать равноправным партнером НАТО в ее усилиях по сохранению мира так и «не сбылась», указывает Der Standard.
«Русский вопрос» — главный на саммите НАТО, полагает Salzburger Nachrichten (11.07). Важнейшим считается решение о размещении четырех батальонов НАТО в Польше и государствах Балтии. Правда, газета признает, что четыре тысячи солдат — не так много по сравнению с «дюжинами танковых бригад и десятками тысяч солдат, которых Россия разместила на своей западной границе». Генеральный секретарь НАТО Столтенберг неоднократно подчеркивал, что альянс не «представляет никакой угрозы ни для какой другой страны», имея в виду явно Россию. Канцлер Германии Ангела Меркель выразилась точнее, заявив, что «у нас исключительно оборонительная концепция». При этом и Столтенберг, и Меркель неоднократно подчеркивали, что Запад готов к диалогу с Россией.
«Страны Восточной Европы считают саммит НАТО успешным», — продолжает тему газета Die Presse (11.07). В Восточной Европе распространилась «атмосфера глубокого удовлетворения» исходом саммита: наконец-то этому кремлевскому руководителю Владимиру Путину «показали», — к такой мысли сводилось большинство комментариев от Софии до Таллина, — констатирует издание. Министр внутренних дел Польши заявил, что «в прошлом еще не было столь важного события, как тот факт, что в Польше на продолжительной основе будут размещены войска НАТО».
По мнению газеты, польский расчет выглядит примерно так: если в случае российского нападения будут убиты американские солдаты, то США автоматически будут втянуты в войну. При этом поляков не волнует тот факт, что российское нападение сегодня — не просто маловероятно, но почти невозможно. Первая реакция Москвы на итоги саммита была на удивление сдержанной: «Это абсурд говорить об угрозе со стороны России, когда на Ближнем Востоке ежедневно гибнут сотни людей», — приводит издание слова пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова.
«Швеция и Финляндия ищут защиты у НАТО», — уверяет Salzburger Nachrichten, (11.07). В работе саммита НАТО в Варшаве принимали участие Швеция и Финляндия, которые официально не являются членами альянса. Финляндия особенно находится под сильным давлением между интересами на Востоке и на Западе. В стране экономический кризис, она зависит от торговли с Россией и страдает от её контрсанкций. Во время своего недавнего визита в Финляндию Путин предостерег её руководство, что в случае вступления Финляндии в НАТО последует усиление вооружения на пока относительно спокойной российско-финской границе. Поэтому формальное вступление в НАТО для Финляндии сейчас не тема.
Die Presse (10.07) взяла интервью у министра обороны Австрии Петера Доскоцила (Peter Doskozil), в котором он заявил, что Австрия «ближе к НАТО, чем к России». На вопрос газеты, разделяет ли он единодушное мнение участников саммита о необходимости «устрашения» России на восточном фланге, министр ответил, что «не считает размещение бригады НАТО в Прибалтике и в Польше устрашением». НАТО хочет поддержать своих партнеров на Востоке в их озабоченности, что вполне понятно. «Но, — продолжает министр, — важно форсировать диалог с Россией. Безопасной Европы без России быть не может. И не может быть безопасной Европы с помощью взаимного вооружения».
Где же находится Австрия со своим нейтралитетом — равноудаленно к НАТО и к России? На этот вопрос Доскоцил ответил, что «определенно не посередине», т.к. Австрия политически является частью ЕС. К этому стоит добавить кооперацию в военном секторе, которая имеется у страны с НАТО в тренировочных проектах и миссиях. То есть в вопросах безопасности Австрия ближе к НАТО, чем к России.
«Европа беспокоится не о тех вещах, о которых действительно надо беспокоиться», — считает автор Salzburger Nachrichten (11.07). И приводит перечень страхов, периодически возникающих в Европе: страх перед Брекситом и его последствиями, страх перед «троллем» Дональдом Трампом, страх перед засухами и наводнениями, потеплением климата. Опять же страх перед мигрантами. Примечательно, продолжает он, что наибольшая враждебность к беженцам наблюдается там, где их практически нет.
И эти страхи используют те, кто пытается таким образом найти путь к сердцам избирателей, например, националисты всех мастей, мечтающие о развале ЕС. И среди них почти всегда можно найти тех, кто испытывает симпатии к российскому президенту Владимиру Путину. А ведь именно политика Путина по отношению к соседям и должна беспокоить европейцев, возмущается автор. Ведь Москва напала на «своего соседа Украину, недемократическими средствами провела референдум в Крыму и просто забрала полуостров себе». Москва поддерживает «мародеров на Востоке Украины, которые там руководят «освобожденными районами» как республиками и «тем самым преграждают всей стране путь в стабильное будущее».
Далее автор газеты напоминает и об «угрозах в адрес балтийских государств», и о «претензиях России на залежи полезных ископаемых в Арктике». И в заключение советует европейцам меньше заниматься глупыми страхами, а как следует заняться своим агрессивным соседом — при помощи дипломатии, разумной политики добрососедства, а также продемонстрировать решимость в случае необходимости «защитить свою свободу».
Президент России Владимир Путин подписал новый пакет законов, который обязывает интернет-провайдеров хранить записи всех разговоров и базу sms-сообщений, а также предполагает ответственность за преступления, связанные с терроризмом, для 14-летних подростков, пишет Salzburger Nachrichten (09.07). В частности, закон касается «недоносительства», участия в террористическом сообществе или массовых беспорядках, а также покушения на жизнь государственного деятеля. «Черный день для России, — написал в Твиттере живущий в Москве американец Эдвард Сноуден (Edward Snowden). — Этот закон будет стоить каждому русскому денег и свободы, не улучшая безопасность».
Религиозным миссионерам теперь разрешено проповедовать только при наличии официальных документов. Запрещаются также сборы пожертвований или распространение религиозной литературы. Депутат Госдумы от ЛДПР Александр Нилов опасается, что отправление религиозных культов теперь будет зависеть от доброй воли государственных органов. В то же время Антон Цветков от объединения «Русский офицер» похвалил пакет законов как «превентивный ответ на современные вызовы», указывает газета.
Der Standard (09.07) опубликовала интервью с российским писателем-фантастом Дмитрием Глуховским, автором нашумевшей трилогии «Метро». На вопрос журналиста о том, каким он видит Путина, годы правления которого в России изображены в его фантастической трилогии, Глуховский ответил, что «нарастающий национализм вполне соответствует концепции власти Путина, что объясняется его работой в секретных службах». Путин видит мир, как «сцену для конфронтации. За исключением пары технократов в России правят только люди из КГБ. И все время речь идет о том, чтобы найти врагов и раскрыть тайные замыслы», — считает писатель.
На вопрос, почему у Путина нет преемника, кронпринца, Глуховский ответил, что «вся политика Путина базируется на его незаменимости. Он наслаждается тем, что он царь. И все его окружение знает: когда уйдет он, то придется уйти и им. Путин «талантливый политик», но люди в его окружении весьма посредственные. И то, что Россия с этим мирится, «совершенно непонятно», приводит Der Standard слова российского писателя.
Der Standard (09.07) опубликовала также интервью с главой крупнейшей австрийской энергетической компании OMV Райнером Зееле (Rainer Seele). OMV планирует участвовать с 25% в разработке газового месторождения в Уренгое вместе с российским «Газпромом». Издание считает, что этим решением, принятым в период действия антироссийских санкций, Зееле нажил себе немало противников. На все обвинения в том, что он тем самым «помогает Путину», Зееле отвечает, что «OMV уже 48 лет без проблем кооперирует с Россией. Поэтому такая критика меня удивляет, ведь речь идет не о политической кооперации. К тому же не только OMV будет инвестировать в Россию, но и русские будут инвестировать в проект, в котором OMV является сильным партнером. Мы нужны друг другу».
Зееле заявил далее, что «считает санкции против России абсолютно правильными. Европа после аннексии Крыма должна была дать знак России». Бизнесмену задали вопрос и про Путина, а именно — считает ли он, как и его друг Герхард Шредер (Gerhard Schröder), Путина «кристально чистым демократом». Зееле ответил, что у него совершенно другое мнение, чем у Шредера: «У Путина иное представление о демократии, и в России демократию по нашим меркам построить трудно». Зееле заявил также, что, по его мнению, «Путин в своей стране царь».