Бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр должен нести ответственность за вторжение в 2003 году в Ирак, — так считают не только в самом Ираке, но и в Соединенном Королевстве, где по данному поводу проведено специальное расследование, и в России, пишет влятельная Keyhan (8.07). В Великобритании бывшего английского политика обвиняют в сообщении парламенту заведомо ложных сведений об оружии массового поражения, якобы находившегося в распоряжении иракского лидера Саддама Хусейна. Бурно обсуждался этот вопрос и в Совете Федерации РФ: один из сенаторов призвал Великобританию принести официальные извинения перед иракским народом, а также выплатить компенсацию, указала газета.
Саммит НАТО в Варшаве подтвердил намерение руководства альянса не только «дольше оставаться в Афганистане», но «и далее» укреплять сотрудничество против других «восточных угроз», констатирует Khorasan (10.07). Под «угрозой с Востока», естественно, подразумевается Россия. С целью противостояния данной угрозе НАТО не только намерена увеличить численность своей группировки сухопутных войск в Восточной Европе, но и уделить особое внимание региону Балтии: организация собирается продолжать регулярное воздушное и морское патрулирование в регионе в ответ на «возможные шаги со стороны России», рассказывает газета.
В другой статье того же выпуска издания (Khorasan, 10.07) отмечено, что реализовывать планы блока по усилению его присутствия на востоке Европы в современных условиях будет трудно: помимо «кризиса с беженцами» и «кризиса зоны евро» добавилась еще и проблема Брексита, то есть дезинтеграция Европы. Поэтому одновременно противостоять и «российской угрозе», и реальным для европейских демократий вызовам — дело крайне проблематичное. НАТО, как и ЕС, в подобных условиях могут вообще перестать быть опорой для всего того, что мы привыкли именовать «западным либерализмом», полагает издание.
Итоги саммита НАТО еще более обострили отношения между альянсом и Россией, а перспективы их улучшения сделали более «темными и неясными», подытоживает Keyhan (10.07). Как и ожидалось, тон антироссийским заявлениям в ходе саммита задавал президент США Барак Обама, однако он был далеко не единственным, кто называл Россию «одной из опаснейших угроз» для альянса. В ходе саммита было принято решение сосредоточить еще 4 батальона в странах Балтии и Польше.
Официальные лица России сразу подчеркнули, что это решение и другие шаги альянса, среди которых разворачивание систем ПРО в Восточной Европе, не останутся без ответа, отметила газета. Так, председатель комитета Госдумы по обороне сообщил, что российские тактические ракеты уже получили приказ атаковать и уничтожить «эту стену в Восточной Европе» в случае необходимости, а официальный представитель МИДа Мария Захарова подчеркнула, что России придется «действовать адекватно», хотя эта ситуация – «не наш выбор».
Озабоченность ситуацией продемонстрировал и экс-президент СССР Михаил Горбачев, пригрозив миру «третьей и последней мировой войной» в случае дальнейшей эскалации противостояния Россия — НАТО. Принятые в Варшаве решения бывший советский лидер охарактеризовал как решения «в стиле холодной войны», преждевременные и просто опасные, которые могут закончиться настоящей войной с Россией, пишет Keyhan.
С завершением варшавского саммита НАТО канцлер ФРГ Ангела Меркель позволила себе сделать заявление, «оскорбительное» для Ирана, сказав, что ядерный щит на востоке Европы создается с «учетом иранской угрозы» и что ядерная программа ИРИ якобы идет вразрез с резолюциями Совбеза ООН, рассказывает Khorasan (9.07). В то время, как руководство НАТО продолжало истолковывать сосредоточение противоракетного щита именно наличием у Ирана ядерной программы, российский лидер в течение недели трижды подчеркнул, что заявленные США цели развертывания ПРО являются «откровенной ложью» и не имеют к ядерной программе ИРИ никакого отношения. Вероятно, заявления госпожи Меркель были ответом на последние высказывания Владимира Путина относительно «не существующей» иранской ядерной угрозы, полагает редакция газеты.
Пессимистично оценил возможные результаты ближайшего заседания Совета Россия — НАТО постоянный автор консервативной Resalat (12.07) Хамид Рашиди (Hamid Rashidi) накануне его проведения. Нет причин сомневаться, что враждебный характер отношений России и НАТО «вдруг» изменится. Причина этого в том, что НАТО наращивает военное присутствие в Восточной Европе, мотивируя это «украинским кризисом». Россия при этом требует от альянса объяснений «подобной стратегии», однако не получает «удовлетворительного ответа».
К существующим проблемам добавились решения саммита Североатлантического альянса в Варшаве: Москва ждет от НАТО объяснений относительно этих решений, но не похоже, что их получит, считает автор. Заседание Совета Россия — НАТО решит только частные вопросы и едва ли будет иметь серьезные отличия от итогов апрельского собрания. Никуда не исчезнет и масса накопившихся противоречий: НАТО вряд ли отступит от своей стратегии «расширения» и «усиления» на востоке, а Россия «не замедлит» с «адекватным ответом». Во всяком случае, последние заявления главы России Владимира Путина это подтверждают, заключает обозреватель Resalat.
Заседание Совета Россия — НАТО состоялось в штаб-квартире альянса в Брюсселе «на уровне постоянных представителей», сообщает экономическая газета Donya-e-Eqtesad (13.07). Главной целью встречи стала попытка сторон «найти пути к снижению взаимной напряженности». Москва рассчитывала в ходе встречи получить от представителей альянса «комментарий» по поводу решений, которые были приняты в Варшаве 8-9 июля и которые встретили «явное неодобрение» российской стороны, добавило издание.
Саммит НАТО и последующее заседание Совета Россия — НАТО проходили в атмосфере реального «стратегического соперничества» альянса и России, отмечает Ettelaat (13.07). Нынешнее состояние отношений с Россией в альянсе почти официально именуют оборотом «противостояние» или «соперничество». И это соответствует реальному положению вещей: НАТО объявила о планах по усилению своего постоянного присутствия в Восточной Европе и начала очередные военные учения вблизи российских границ. Россия в ответ пригрозила, что в случае начала реального военного конфликта «в первую очередь» будут нанесены удары по создаваемым США в Восточной Европе «очагам ПРО».
Разворачивание по инициативе США на Корейском полуострове ракетных комплексов ПРО вызвало недовольство в КНР, России и самой Корее, сообщает Keyhan (8.07). В КНР решительно осудили этот шаг, охарактеризовав его как угрозу безопасности и стабильности региона, а послов двух государств, подписавших соглашение, вызвали в китайский МИД. В России, отметила Keyhan, эти действия также осудили, поскольку их последствия «трудно будет предсказать».
«Око за око, зуб за зуб» — так Россия намерена отвечать на недружественные действия США, констатирует Resalat (11.07). Ситуация, когда стороны «обменялись» обоюдными высылками дипломатов, еще более явственно подчеркивает нынешний напряженный характер отношений между сверхдержавами. Один из высланных из России американских дипломатов обвинялся в шпионаже, другой — в противоправных действиях, в частности, в нападении на сотрудников полиции, хотя, по заверению американской стороны, он сам подвергся «нападению полицейских».
«Пусть американская сторона уяснит — подобные действия не имеют смысла. Любое враждебное действие со стороны США повлечет за собой симметричные шаги России» — цитирует издание заявление замминистра иностранных дел РФ Сергея Рябкова.