Владимир Ленин десятилетиями любовался великолепным видом на киевский Бессарабский рынок, пока в декабре 2013 года памятник советскому вождю не был сброшен толпой с постамента в ходе протестов, которые позднее привели к свержению украинского президента Виктора Януковича.
Теперь там, где раньше возвышалась статуя российского революционера, может постоять каждый — новый арт-объект позволяет украинцам подниматься на пьедестал бывшего памятника.
Инсталяция, созданная мексиканской художницей Синтией Гутьерес (Cynthia Gutiérrez), состоит из шатких временных лестниц, по которым можно взобраться на постамент. Как говорится в ее описании, она должна заставлять задуматься о «навязанной памяти, системных ошибках, пустоте, идентичности и захвате пространства».
Киевляне могут подняться наверх и сфотографироваться — или просто полюбоваться городом с того места, на котором раньше стоял Ленин.
После того, как в Киеве в 2014 году к власти пришло новое прозападное правительство, памятники Ленину начали рушиться по всей стране. Сперва их свергали неофициально, а потом был принят специальный закон о декоммунизации.
Этот закон предписывает убрать из общественных мест все памятники и символы, связанные с советским режимом, а также переименовать места, названные в честь советских лидеров или событий, имеющих отношение к революции 1917 года.
После сноса киевского памятника Ленину, в разных частях Украины были разрушены еще 1018 таких памятников, а также 148 памятников другим личностям, связанным с советским режимом, сообщил агентству «Интерфакс-Украина» украинский вице-премьер Вячеслав Кириленко.
Некоторые статуи стихийно сбрасывали с постаментов активисты, некоторые демонтировались планово, по указаниям властей. В некоторых местах были найдены креативные решения: например, в Одессе памятник Ленину переделали в памятник Дарту Вейдеру.
В одном из сел на Западной Украине улицу Ленина переименовали в улицу Леннона — в честь Джона Леннона.
По мнению многих украинцев, программа декоммунизации дает стране долгожданную возможность порвать с советским прошлым и ее следовало принять еще в 1991 году. Впрочем, есть и те, кто считает, что она только усиливает разногласия в и без того расколотом по вопросу об отношении к прошлому обществе.
Особенно сомнительным выглядит предусмотренное законом о декоммунизации прославление Украинской повстанческой армии (УПА) и Организации украинских националистов (ОУН) (запрещенные в России организации), боровшихся во время Второй мировой войны против Советского Союза.
Эти движения, выступавшие за создание независимого от СССР украинского государства, придерживались родственной фашизму идеологии, периодически выступали на стороне нацистов и были причастны к массовым убийствам евреев и поляков.
Лидер радикального крыла ОУН Степан Бандера, убитый КГБ в 1959 году, считается крайне спорной фигурой, однако это не помешало городскому совету Киева переименовать столичный Московский проспект в проспект Бандеры. Так как Москва не связана исключительно с советским режимом и не подпадает под закон о декоммунизации, этот шаг выглядит провокационным.
Активисты также стремятся переименовать киевский аэропорт Борисполь в честь Ивана Мазепы — гетмана украинских казаков, переметнувшегося в начале 18 века от России к Швеции. Москва считает Мазепу предателем.
Как поступят с бывшим постаментом памятника Ленину, пока неизвестно. Его могут оставить пустым, а могут воздвигнуть на нем какую-нибудь другую статую. Инсталляция была установлена на одну неделю и будет разобрана на выходных.