Юристы и эксперты по спортивной этике годами задаются вопросом, использовали ли российские чиновники (и скрывали) допинговые схемы в широких масштабах, чтобы улучшить шансы своих спортсменов на победу на международных спортивных соревнованиях.
Как заявил в понедельник утром Ричард Макларен (Richard McLaren), канадский юрист, ведущий расследование Всемирного антидопингового агентства об использовании Москвой таких препаратов, он «без доли обоснованного сомнения» установил, что использовали.
«Мы не просим самого худшего и надеемся, что допинг не выйдет на уровень государств, — сказал он в интервью газете New York Times. — Однако если мы не приготовимся ко всем возможным результатам, мы не выполним наши обязательства перед „чистыми“ спортсменами».
Российская сборная по легкой атлетике фактически уже отстранена от игр в Рио после другого доклада WADA, опубликованного в конце прошлого года, согласно которому употребление допинга в этом виде спорта было широко распространено (хотя команду официально отстранили в прошлом месяце, Россия все-таки будет пытаться обжаловать это решение).
Доклад Макларена послужил причиной того, что исполком Международного олимпийского комитета решил провести во вторник экстренную телефонную конференцию, чтобы обсудить, полностью ли запретить России участвовать в играх или же расширить список спортсменов, не имеющих права на участие.
Пока перспективы у Москвы весьма незавидные. Президент МОК Томас Бах (Thomas Bach) в своем заявлении в понедельник сказал, что «выводы доклада показывают, какой шокирующий и беспрецедентный удар был нанесен по репутации спорта и Олимпийских игр».
«Поэтому МОК, не колеблясь, будет принимать самые жесткие меры в отношении любого лица или организации, которые указаны в докладе, подтверждающем широко распространенное применение допинга в российском спорте», — написал он, добавив, что целью телефонной конференции является «принятие предварительных решений о возможных санкциях в отношении Олимпийских игр в Рио».
В сообщении подробно говорится о тех масштабных мерах, которые Министерство спорта России предпринимало не просто для того, чтобы вводить спортсменам препараты, повышающие их спортивные возможности, но и чтобы создать целую систему сокрытия применения допинга путем подмены допинг-проб в государственных лабораториях, в которых (как было заявлено внешнему миру) образцы проверяют для того, чтобы не допустить применение допинга.
Доклад не содержит никаких рекомендаций, но предлагает бегло ознакомиться с тайными операциями, которыми правительство «руководило, контролировало и за которыми вело наблюдение».
В докладе также были обоснованы заявления, сделанные ранее Григорием Родченковым, бывшим директором лаборатории, где осуществлялись манипуляции с допинг-пробами, который в начале этого года заявил в интервью New York Times, что россияне, работавшие в лаборатории, предпринимали чрезвычайные меры, чтобы скрыть факты применения допинга.
Россия эти обвинения отрицает, но, как видно из таблицы, включенной в отчет Макларена, результаты расследования могут касаться спортсменов, принимавших допинг на протяжении длительного периода времени и в различных спортивных состязаниях.
К какому бы решению, в конечном итоге, ни пришел МОК, вся эта шумиха еще больше усиливает растущую обеспокоенность по поводу международных игр, которым уже нанесен ущерб в результате протестов и обвинений в коррумпированности властей Бразилии. Вспышка вируса Зика, который, как полагают, влияет на беременных женщин, вызывая у плода серьезные пороки развития, также не способствовала повышению интереса к этой Олимпиаде.