До сих пор существовала иллюзия, что на старте Олимпийских игр все соревнуются на равных условиях.
Российские легкоатлеты уже не участвуют: доклад WADA, появившийся осенью прошлого года, показал, что 99% легкоатлетов страны в последние годы были охвачены программой использования допинга. Уже тогда появились предположения, что это вполне могло быть только вершиной айсберга в российском спорте. Сегодняшний приговор от Ричарда Макларена и независимой комиссии по расследованию при Международном антидопинговом агентстве кажется сокрушительным: Россия жульничала систематически.
Российское государство под руководством министра спорта Виталия Мутко, согласно канадскому докладу, ограждало спортсменов от тестирования, положительные допинг-пробы заменялись на чистые, а для сокрытия обмана использовалась служба безопасности.
То, что существовала государственная допинговая программа, гарантировавшая неразоблачение, — вопиющий факт, от которого просто тошнит. Реакция в социальных сетях и новостях сегодня весьма показательна: да, народ высказывается, большинство осуждает, но общее безразличие показывает, что комиссия лишь подтвердила то, что было известно ранее. Просто чтобы подчеркнуть: в Twitter наблюдается гораздо большая активность, когда Manchester United ищет себе подкрепление, нежели когда WADA публикует свои доклады.
Это ощущение ползучего равнодушия — скверная новость для мирового спорта. Если пользователи не верят в продукт, на него не стоит тратить ни времени, ни денег.
Это нужно сделать ради «чистых» спортсменов из других стран, которым не придется тратить свою карьеру на погоню за медалью, которую присудят использующему допинг конкуренту. Россия получила 82 медали четыре года тому назад.
Ради того, чтобы дать сигнал другим странам, которые либо уже занимаются тем же, либо планируют это делать.
Ради жестких изменений в культуре спорта, в которых так очевидно нуждается Россия.
Но прежде всего из-за того, что на кону стоит доверие к спорту.
Это банальная фраза, в том числе и после допинговых разоблачений на Тур де Франс. И пока такие старые жулики, как Джастин Гэтлин (Justin Gatlin), завершают последние приготовления к тому, чтобы выиграть 100 метров именно в Рио, в том же городе, где бегуны на длинные дистанции, которых сильно подозревают в использовании допинга, вскоре смогут принимать поздравления с золотом. Но должны же все-таки быть какие-то пределы.
Отказ от допуска на Олимпийские игры этим летом вовсе не обязательно должен означать точку в разумном наказании. Аналогичное расследование надо бы провести во всех международных соревнованиях, таких, например, как кубок мира по лыжным гонкам. А что насчет чемпионата мира по футболу через два года? Он был весьма спорно отдан России, несмотря на утверждения о нечистой игре Мутко в качестве главного босса: это мероприятие не вызывает большого доверия. Во всяком случае, необходимо быстро проводить независимые расследования, надо менять людей.
Но давайте сначала будем надеяться на то, что МОК примет разумное решение по поводу Рио. История может быстро показать, что именно это станет важнейшей победой в борьбе с допингом. Если Бах поддастся давлению со стороны своего старого друга Владимира Путина и разрешит России выступать в Бразилии, это будет означать, что спортивные руководители вновь пытаются снять с себя ответственность в истории с допингом.