Международный спортивный арбитражный суд CAS отклонил иски российских легкоатлетов против отстранения их от Олимпиады. Тем самым спортивные судьи в Швейцарии подтвердили решение Международной ассоциации легкоатлетических федераций IAAF: поскольку организованная на государственном уровне система допинга была доказана, Всероссийскую федерацию легкой атлетики не допустят к участию в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро.
Государственная система допинга в России
Тем временем Россию обвиняют уже в применении допинга в куда более широком масштабе. Представленный в начале этой недели новый доклад Всемирного антидопингового агентства WADA, подготовленный канадским профессором-юристом Ричардом Маклареном, подробнейшим образом доказывает, что допинг систематически применялся и утаивался не только в легкой атлетике. Российские госучреждения и российская спецслужба в последние годы в самых разных видах спорта манипулировали позитивные пробы на допинг.
Пойдя на такое систематическое применение допинга, Россия нарушила в глазах мировой общественности принцип спортивной честности. Более того, она на многие годы подорвала свою репутацию успешной спортивной нации, нанесла тяжелейший удар по еще не начавшимся Олимпийским играм в Рио и, самое главное, поставила Международный олимпийский комитет (МОК) перед крайне сложным выбором. Либо он в ближайшие дни примет решение полностью отстранить от участия в Играх всех российских спортсменов — либо обесценит собственные усилия в борьбе против допинга в спорте.
Попытки России представить выдвинутые против нее обвинения как «заговор США» вызывают только чувство неловкости. Равно как и требования представить больше фактов: в докладе Макларена все совершенно очевидно и нигде в мире сомнению не подвергается. Продолжающиеся попытки и дальше отрицать существование обнаруженной системы допинга ведут только к одному: росту сомнений в российской порядочности.
Проявит ли Путин лидерские качества?
Вместо того, чтобы отрицать манипуляции, России следовало бы набраться мужества, а ее Национальному олимпийскому комитету принять достойное решение: опередить Международный олимпийский комитет и самому отозвать номинированных для Рио спортсменов, представляющих все те спортивные федерации и дисциплины, в которых доклад Макларена на основании неопровержимых фактов зафиксировал организованную на государственном уровне систему допинга. Наряду с легкой атлетикой это, прежде всего, тяжелая атлетика, каноэ, гребля, велосипедный спорт, плавание и различные борцовские виды спорта.
Таким решением Россия избавила бы Международный олимпийский комитет от необходимости отстранять от участия в начинающихся через несколько недель Олимпийских играх 2016 года всех российских спортсменов. В таком случае она была бы представлена в Рио хотя бы в некоторых видах спорта — тех, которые в докладе Макларена не упоминаются в связи с допингом. Это, к примеру, конный спорт, гимнастика, прыжки в воду, бадминтон и гольф.
Подобным решением Россия могла бы попытаться восстановить утраченное доверие к себе как к спортивной нации. Оно стало бы символом покаяния и вселяло бы надежду на серьезное стремление основательно разобраться с российской системой допинга.
Если же Россия будет упорно стоять на своем и не признает широкомасштабного нарушения правил, она вынудит Международный олимпийский комитет в ближайшие дни полностью отстранить ее от участия в крупнейшем спортивном событии года. В результате Россия окончательно окажется на обочине спортивной жизни и в международной изоляции. Трудно представить себе, как в таких условиях ФИФА сможет проводить в России чемпионат мира по футболу 2018 года. Во всяком случае МОК уже исключил в обозримом будущем проведение спортивных соревнований на российской территории.
Если же Международный олимпийский комитет не примет решения отстранить Россию от участия в Олимпиаде в Рио, победа окажется для нее мнимой: авторитет МОК как борца против допинга будет серьезно подорван на многие годы. А возможным российским обладателям медалей их победы не доставят радости, поскольку никто в мире не поверит, что они одержаны в честной борьбе.