Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Какое все это имеет отношение к исламу ?

Ницца, Вюрцбург, Турция: какую роль в этом играет религия? Редактор и специалист по исламу Ева Мари Когель (Eva Marie Kogel) дискутирует с писателем и полемистом Хенриком Бродером (Henryk M. Broder).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Совершенно неважно, сколько мусульман из 1,6 миллиарда взорвали себя. Так же, как неважно, какое количество немцев имели партбилет НСДАП. Или сколько человек неофициально сотрудничали со Штази. Единственное, что имеет значение, это то, что люди — все без исключения, которые взорвали себя и заодно лишили жизни других людей, сделали это, выкрикивая «Аллаху Акбар!».

Ева Мари Когель: После жутких терактов прошедших недель все чаще говорят о том, что необходимо, наконец, открыто сказать, что все теракты имеют отношение «к исламу». Требование бессмысленное. Может быть, я его не понимаю. Вы могли бы мне помочь разобраться?

Хенрик Бродер: Ну, речь идет не только о преступниках из Орландо, Ниццы, Вюрцбурга. Речь также идет о преступниках из Нью-Йорка, Лондона, Мадрида, Брюсселя, Парижа, Мумбая, Джербы, Бали, Момбасы, Тулузы, Торонто. Это только несколько мест преступлений, которые мне сейчас приходят в голову. Если бы у всех этих преступников был общий признак, если они, скажем так, были бы астматиками, вегетарианцами, поклонниками редких видов боевых искусств, тогда мы тоже спросили бы, существует ли взаимосвязь между их преступлениями и фактом, что они — астматики, вегетарианцы, поклонники редких видов боевых искусств. Речь идет об общей парадигме.

Когель: Какая же парадигма?

Бродер: Если некто с топором в руке нападает на пассажиров поезда и при этом кричит «Зиг хайль!» и «Хайль Гитлер!», то мы, определенно, не станем спрашивать, является ли он членом НСДАП или когда он в нее вступил. Нам было бы достаточно, что он кричал «Зиг хайль!» и «Хайль Гитлер!», чтобы идентифицировать его как нациста. Все преступники, о которых здесь идет речь, были мусульманами. Этого достаточно для обоснования изначальных подозрений в том, что их преступления могли иметь какое-либо отношение к их вере, или, лучше, к их убеждениям.

Когель: Понимаю. Но если вы отправитесь к отоларингологу, он вам объяснит, что существуют различные формы астмы. И что только резко выраженная форма астмы может привести к смерти. Врач, наверняка, предложит вам целый ряд лекарств, какой-нибудь спрей и так далее. Но громкие крики о том, что астма — глупость, ни к чему не приведут.

Бродер: Верно, существуют различные формы астмы. А также различные формы рака желудка, кишечника и легких. Но если все они приводят к тому, что заболевшие демонстрируют особое сходство по тяге к насилию, то вопрос об общем знаменателе совершенно справедлив. Об исламском насилии мы говорим с тех пор, как произошли теракты «9/11». С целью облегчения задачи мы различаем ислам (мирная религия) и исламизм (политические убеждения, сопряженные со склонностью к насилию), как будто первое не имеет отношения ко второму, как будто между алкоголем и алкоголизмом нет какой-либо связи.

Когель: Конечно, она существует, однако есть вещи, которые нельзя сравнивать.

Бродер: Мы не хотим признавать, что у ислама проблема с насилием, которая выявилась и стала общеизвестной не только после 11.09.2001. Сунниты и шииты воюют на протяжении более чем 1000 лет (и не говорите мне сейчас о 30-летней войне, которую вели в Европе католики и протестанты); война между Ираном и Ираком унесла жизни одного миллиона человек, в ходе алжирской гражданской войны погибли, по меньшей мере, 200 тысяч человек. И это были мусульмане, которые убивали мусульман. Теперь зона боевых действий расширяется. Стоит нам только выйти из дома, и мы окажемся в центре событий.

Когель: Давайте оставим в покое бедных астматиков, они и без того достаточно страдают. Некоторые моменты я все еще не понимаю. Что Вас заставляет думать, что «у ислама» проблема с насилием? Что же такое «ислам»? И что мне еще не нравится, так это разговоры о «тысячелетнем конфликте», ведь все это — ерунда, исторический детерминизм. Если вы сегодня поговорите с 30-летними сирийцами и иракцами, то многие из них скажут, что в быту конфессия не играла для них никакой роли, что они не знали, что их партнер в футбольной команде — шиит, суннит или христианин, или что это, даже если они знали бы, не было важно. Ведь вы сами пишете: война между Ираком и Ираном. Там воевали государства. Конечно, конфессия — отличное средство для того, что натравить людей друг на друга.

Бродер, восхищенный насилием, не очень религиозный, быстро радикализовался: Простите, г-жа коллега, Вы серьезно меня спрашиваете, почему я считаю, что у «ислама» проблема с насилием? Вам угодно шутить? Может быть, Вы думаете что «Боко Харам» — это отделение Армии Спасения? Что армия «Исламского государства» (организация, запрещенная в РФ), которое в новостях называют так называемым Исламским государством, как некогда говорили о так называемой ГДР, «выросла» из Швейцарской гвардии? Вы считаете Революционную гвардию Ирана своего рода мирным движением?

Когель: Дорогой г-н Бродер. Ваше излюбленное стилистическое средство — преувеличение. Это всегда весело, но не всегда удачно.

Бродер: Пожалуйста, обратите внимание на Каирскую декларацию о правах человека, принятую в 1990 году. Примечательный документ, в котором четко зафиксировано соответствие прав человека шариату. Но я сделаю Вам уступку. Если Вы полагаете, что у ислама нет проблемы с насилием, я сформулирую проблему так: в исламе — причем во всех его формах — существуют огромные недостатки в том, что касается прав человека, демократии, разделения власти, свободы мнений, прав женщин, религиозных и сексуальных меньшинств, то есть имеет отношение к основам мирного общества.


Вы знаете хотя бы одного писателя, католика, протестанта или еврея, которому приходилось бы опасаться за свою жизнь, поскольку он осмелился критиковать католическую, протестантскую или еврейскую религиозную общину? Я с удовольствием познакомлю Вас с Хамедом Абдель-Саламом (Hamed Abdel-Samad), в отношении которого издана фетва о смерти, и который может путешествовать только в сопровождении телохранителей. Я рад за Вас: Вы знаете сирийцев и иракцев 30-лет, в чьей повседневной жизни конфессия не играет никакой роли. Передайте им привет от меня и, пожалуйста, скажите им, что им следует позаботиться о том, чтобы в их странах религия и мировоззрение не играли никакой роли и за пределами футбольного поля.

Когель: Разумеется, исламские террористы ссылаются на ислам, чтобы оправдать свои преступления. На что же еще? Никто не отрицает. Однако это не доказывает, что «культура» производит террор. В чем следует усматривать связь? Знак равенства между исламом и террором должен облегчить выводы о мусульманине как таковом. И все еще открытым остается вопрос, как должна выглядеть связь между «исламом» и «насилием». Войну между Ираком и Ираном сложно поставить в один ряд с терактом в Орландо.

Но давайте будем конструктивными, поэтому предлагаю такое умозаключение: если мы говорим, что причина насилия — ислам, то, следовательно, все, что мусульмане делают, следовало бы приписать исламу. То есть, если они испекут вкусный пирог и преподнесут его друзьям (так поступил один из моих сирийских «футбольных» друзей, я с удовольствием принесла Вам кусок; кстати, друг сбежал к нам после многолетнего сопротивления различным террористам, и поверьте мне, он сделал все возможное, чтобы предотвратить теракты). Или зададим вопрос по-другому: разрешает ли Вам католическая вера вашего собеседника делать вывод о его добрачном сексуальном поведении?

Учитывая все, что мы знаем: это не теологическое образование стало причиной того, что террористы прибегли к насилию в Париже или Ницце. Сначала они оказались в рядах самых нормальных неудачников и мелких жуликов. Они «обнаружили» в себе религиозность одновременно с джихадизмом. Понятно, что бедность и аутсайдерство вместе с фантазиями о всемогуществе образуют опасный коктейль. Зачастую это имеет мало отношения к пониманию ислама преступниками. Поскольку их понимание часто крайне незначительно.

Бродер: Ха-ха, бедность и аутсайдерство! Усама бен Ладен, был, наверное, тем и другим, только он забыл, что происходит из богатой, известной семьи. А молодой человек, который изучал градостроительство в техническом университете Гамбурга после окончания Каирского университета по специальности архитектура, пребывал в таком отчаянии, был таким бедным и отверженным, что ему пришлось угнать пассажирский самолет и направить его на Северную башню Всемирного торгового центра. Г-жа коллега, я больше не могу больше слушать эти песни в духе социальных работников! Вы считаете неуместным, что я усматриваю связь между исламом и склонностью к насилию. Но Вы сами совершенно беспечно устанавливаете связь, с одной стороны, между бедностью и аутсайдерством и склонностью к террористической деятельности — с другой.

Вы знаете, как много в Германии бедных и отверженных людей? Около 20-25% населения. А многие ли из них взрывают себя или садятся за руль грузовика и убивают 84 человек? И не каждый «совершенно нормальный неудачник и мелкий жулик» становится террористом. Многие довольствуются тем, что продают украденные сигареты и вскрывают игровые автоматы. Должно быть что-то еще, что Вы не хотите видеть, чтобы совершенно нормальный неудачник и мелкий преступник стал террористом, нечто, чем в настоящее время располагает только ислам: оправдание насилия по высшему наказу. В этом смысле ислам — больше чем религия, он — идеология, более близкая к коммунизму, чем христианству и иудаизму, тоталитарная идеология, которая не сомневается в себе и не терпит критику.

Когель: Это как раз не «ислам» является тоталитарной идеологией. Тоталитарной является самая радикальная интерпретация со стороны меньшинства.

Бродер: Так, как верующие коммунисты интерпретировали «Капитал», а именно как источник истины, так мусульмане интерпретируют Коран. В книге, которой 1400 лет, написано все, что нужно знать о жизни. Одно только предположение, что все люди рождаются мусульманами, уже является надменностью. И пожалуйста, назовите мне хотя бы одну мусульманскую или с мусульманским большинством страну (в Лиге арабских государств или Организации Исламская конференция), в которой Коран не является основой правовой культуры и правовой практики. Наверное, Ваш сирийский «футбольный» друг может вам помочь разобраться.

Когель: «Песня в духе соцработников» — установленная вами картонная мишень. Вы можете ее оспорить, но только я никогда эту песню не запевала. И если я правильно понимаю, даже вы считаете избитой монотонную песню о беспочвенном благодушии? Разумеется, террористы «9/11» — это не террористы, действовавшие в Париже и Ницце. Одни были образованны и состоятельны, а другие — нет. Мы говорим о другом поколении джихадистов. И даже если это не вписывается в Вашу парадигму: различия огромны. Я никогда не утверждала, что бедность и аутсайдерство обязательно заканчиваются терроризмом. Тем более я не утверждала, что преступники в таком случае заслуживают понимания.

Но я упоминала о третьем ингредиенте коктейля: вера в собственное превосходство. Может, мы сможем прийти к согласию в игре цифрами: сколько бедных аутсайдеров взрывают себя? Самая малая часть. Еще раз: какой процент 1,6 миллиарда мусульман взорвал себя? Правильно, никто не знает. Точнее, до и после запятой было бы слишком много нулей. В Коране есть все, что нужно знать о жизни? Существует около 6 тысяч аятов, и, может быть, 200 из них важны с точки зрения права. Пара аятов о запрете на взимание процентов — это еще не торговое право, а пара аятов о прелюбодеянии — не семейное право. То есть остальное сделали люди. Причем каждый раз заново.

Кстати, до XIX века не было документально подтвержденного случая побивания камнями — причем во всем арабском мире! То, что по сирийскому праву мужчина, который в состоянии аффекта убивает соперника (если он обнаруживает его в постели своей жены), остается безнаказанным — французское изобретение. В классическом исламском праве такого нет. При том, мы в любом случае (ошибочно!) подчеркиваем, что ислам — это система, которая «не уживается» с демократией^; и тем самым льем воду на мельницу исламистов. Они ведь также утверждают, что ислам — «стальное здание», которое было построено 1400 лет назад, и в котором в наши дни можно жить таким же образом, как тогда.

Бродер: Г-жа коллега, я знаю, я знаю, могу ли я, преисполненный смирения и скромности, указать, что я давно занимаюсь тем, что Вы в вашем романтическом идеализме называете «бизнесом»? В 2006 году я написал «Ура, мы сдаемся!», и с тех пор с воюю со сплошными картонными мишенями: исламизация нашей повседневной жизни, соглашательство наших политиков и наивность добряков, которые, как и Вы, тщательно отделяют образованных террористов от необразованных. Да, в том-то и дело! Одни могут управлять самолетом, а другие орудуют топором. Нет, мы не достигнем согласия в игре цифрами.

Когель: Я знаю Ваши ранние произведения.

Бродер: Совершенно неважно, сколько мусульман из 1,6 миллиарда взорвали себя. Так же, как неважно, какое количество немцев имели партбилет НСДАП. Или сколько человек в качестве неофициальных сотрудников сотрудничали со Штази. Единственное, что имеет значение, это то, что люди — все без исключения, которые взорвали себя и заодно лишили жизни других людей, сделали это, выкрикивая «Аллаху Акбар!». Или вы можете вспомнить кого-нибудь, кто кричал «Хвала Господу Иисусу!» или «Барух Ашем!» перед тем как «исчезнуть»? Впрочем, мне абсолютно все равно, с каких пор в исламских странах побивают камнями. Важно только, что это делается сегодня, в присутствии людей, которые одной ногой «стоят» варварстве, а другой — в современном мире и снимают процесс своими мобильными телефонами.

Я отвергаю любую форму понимания такого рода культуры. Я также не хочу ее импортировать. Я не хочу вести дебаты о хиджабах на государственной службе, о занятиях по плаванию для девочек, о мужчинах, которые не хотят подать руку женщине, о свинине в столовых и об «уходе с учетом культуры» в больницах. А также о том, сколько исламизма в исламе. Я также не хочу, чтобы меня вынуждали заниматься Кораном, ни салафиты в белых одеяниях на Вильмерсдорфской улице, ни Вы. Продолжайте уважать «классическое исламское право», которое, очевидно, испоганили колонизаторы. И как только Вы найдете ислам, который совместим с демократией, поставьте меня, пожалуйста, в известность.

Когель: Пожалуй, нам следует продолжить дискуссию в Индонезии или Индии. Это ведь демократические страны, где мусульмане составляют относительно высокую долю населения.