Какая страна представит на Олимпиаду в Рио — которая должна начаться 5 августа — самую чистую от допинга команду? Россия, страна, которой едва удалось избежать полного отстранения сборной от участия в соревнованиях ввиду злоупотребления лекарственными препаратами.
В воскресенье Исполнительный совет Международного олимпийского комитета принял решение о том, что российские спортсмены не смогут воспользоваться презумпцией невиновности — иными словами, все они будут рассматриваться как потенциально употребляющие допинг и подвергнутся «дополнительной строгой внеконкурсной программе тестирования на допинг». После серии отчетов Всемирного антидопингового агентства, которое документально подтвердило спонсируемую государством систему повышения производительности спортсменов путем использования запрещенных веществ, МОК отстранил от Игр всех россиян, которые когда-либо были дисквалифицированы за употребление допинга. Он также обратился к международным федерациям, отвечающим за конкретные спортивные дисциплины, с просьбой дополнительно проверить антидопинговую историю каждого из российских спортсменов, принимая во внимание только «надежные и отвечающие всем требованиям международные пробы».
Это, безусловно, означает, что Россия представит на Игры гораздо меньшую по численности олимпийскую сборную, чем обычно. Международная ассоциация легкоатлетических федераций уже отстранила от Олимпиады всю российскую команду по легкой атлетике. Руководящие органы по плаванию и гребле не допустили к Олимпиаде семерых и троих российских спортсменов соответственно — по причине допингового прошлого.
Разумеется, подобного не происходит со спортсменами из других стран, хотя допинг является непременным атрибутом высоких спортивных достижений во всем мире. Ранее в этом году ВАДА опубликовала отчет о случаях нарушения антидопинговых правил за 2014 год. За 44% от общего количества нарушений, зарегистрированных в дисциплинах летних олимпийских игр, ответственность несут десять стран (по возрастающей: Германия, Канада, США, Казахстан, Бразилия, Китай, Франция, Индия, Россия, Италия).
В некоторых дисциплинах, таких как легкая атлетика, тяжелая атлетика и велоспорт, обнаружение «нечистых» результатов является обычным явлением во многих странах, но некоторые из них особенно преуспели в отдельных видах спорта: 56 итальянских велосипедистов и 22 индийских тяжелоатлета были пойманы на использовании допинга в 2014 году. Италия здесь лидирует; Никколо Морнати (Niccolo Mornati), обладатель пяти медалей чемпионата мира по гребле и брат Карло Морнати (Carlo Mornati), функционера национального олимпийского комитета, возглавляющего итальянскую делегацию в Рио, не сможет участвовать в соревнованиях из-за четырехлетнего запрета, введенного после принятие им лекарства, обычно используемого для лечения рака молочной железы.
Если бы американский велосипедист Бобби Ли (Bobby Lea) был русским, то и он не смог бы поехать в Рио: на чемпионате США по велотреку в августе 2015 года его допинг-проба дала положительный результат на запрещенное вещество оксикодон, однако в ходе судебного процесса полученное им отстранение от соревнований было сокращено с 16 месяцев до шести. Американская штангистка Сара Роблес (Sara Robles), чей двухлетний запрет после принятия андрогенных стероидов, истек в прошлом году, тоже была бы дисквалифицирована. Однако оба спортсмена входят в сборную США.
Может показаться несправедливым то, что ранее дисквалифицированные американцы едут в Рио, а русские спортсмены, за многими из которых числятся гораздо менее серьезные нарушения, просто попали под общий запрет и остались не у дел. Елена Исинбаева, чемпионка по прыжкам с шестом, пообещавшая выиграть Олимпиаду с мировым рекордом, разумеется, вне себя от злости. «Кто бы ни победил в Рио, без меня это будет второе место», — сказала Исинбаева, ранее никогда не уличенная в использовании допинга.
Можно возразить, однако, что Исинбаева отстранена не только из-за коллективной ответственности: отчет ВАДА, на котором основано решение МОК, сообщает, что Россия попросила своих потенциальных медалистов представить дополнительные образцы мочи в случае, если их нужно будет быстро поменять. Любой российский спортсмен, который участвовал в этом, уже не может ручаться за свою честность; то, что спортсмен знал о централизованной системе подмен и не сообщил о ней, бесспорно, уже делает его виновным. Кроме того, Соединенным Штатам и другим странам, в командах которых есть бывшие отступники, не предъявлялось обвинение в государственной поддержке допинга. Такого рода обвинение позорит всю страну, а не только конкретных спортсменов.
За то, что МОК не наложил запрет на участие всей сборной России, его подвергли резкой критике ВАДА, западные СМИ, а также спортсмены, уступившие медали российским конкурентам, ныне находящимся под подозрением. Немецкая газета Bild осудила президента МОК Томаса Баха, назвав его «путинским пуделем». И все же решение это было в конечном счете мудрое.
Во-первых, потому, что финансируемые государством системы употребления допинга — или по крайней мере наличие таких систем в отдельных спортивных федерациях или командах — вполне могут существовать и в других странах. Авторитарные страны, где спортивный успех равносилен воинской славе — сразу вспоминается Китай — могут быть в равной степени виновны, однако, в отличие от России, у них не оказалось осведомителей, направивших следователей в нужном направлении. Если так, то попытка сделать пример из России не сработает — те, кто пользуется подобной системой и собственной лабораторией, просто постараются повысить гарантии того, чтобы не было никаких утечек. Общий запрет будет иметь смысл только тогда, когда будет поймано несколько стран или федераций.
Еще одна причина, по которой можно назвать решение МОК справедливым, это спортивная порядочность. МОК предупредил российских спортсменов, что они будут находиться под постоянным контролем. Ответственность за восстановление запятнанной репутации страны ложится целиком на их плечи: если они смогут одержать победу в этих условиях, то покажут, что Россия по-прежнему является мировой спортивной державой даже несмотря на то, каким образом работала программа по завоеванию наград при президенте Владимире Путине. В соревнованиях, где олимпийские спортсмены плачут, когда слышат национальный гимн и провожают глазами поднимающийся флаг их страны, было бы несправедливо лишать их возможности загладить свою вину.
С другой стороны, возможно, было бы целесообразно отстранить от Игр всех спортсменов, ранее совершивших нарушения в ходе Олимпийских игр, а также проверять остальных участников так же строго, как россиян. Тогда, вероятно, недостатки допинга окажутся для спортсменов настолько вескими, что они решат прекратить прием этих веществ. Подкошенная, но потенциально кристально чистая сборная России едет на Игры в ограниченном составе; но это полезный эксперимент, который продемонстрирует нам, возможны ли в современном спорте победы в условиях суперстрогого режима.