Несмотря на то, что с момента попытки переворота 15 июля прошло около двух недель, споры о том, какие страны и организации были вовлечены или так или иначе связаны с переворотом, продолжаются. Все эти споры и поступающие новости совершенно точно показывают, что за переворотом стоят США. К ним мы можем добавить и такие страны ЕС, как Германия и Франция, которые много лет давали террористическим организациям возможность укрываться на своих территориях. Если также учесть вещание телеканалов BBC (Великобритания) и NBC (США) в ночь попытки переворота, то ответ на вопрос о том, кто или какие страны стоят за путчем, становится очевиден: Запад. Над этим вопросом и вовсе не нужно ломать голову, если вспомнить, что на пути, ведущем к перевороту, террористическая организация путчистов уничтожила российский самолет и таким образом пыталась разрушить отношения Турции с Россией, чтобы фактически обречь ее на США и страны ЕС.
Сторонники переворота установлены. Полагаю, что теперь возникает общее понимание необходимости продолжать двигаться дальше на пути урегулирования отношений с Россией и наращивать усилия в этом направлении. Несмотря на то что некоторые назойливые почитатели Запада в нашей стране еще проявят свое рвение в интересах США и предпримут кампанию, призванную ослабить отношения Турции с Россией и Ираном, можно сказать, что недавняя попытка переворота весьма осложнила их работу. Ведь для Турции возможность играть определяющую роль в регионе лежит не через наращивание ее отношений с США и странами ЕС. По мере развития наших отношений с западными государствами наша страна только страдала от этого. Сейчас я не говорю о том, что мы должны стать Западу врагом. Но когда мы принимаем во внимание события в Афганистане, Ираке и Сирии, мы видим, что отношения с США и их партнерами по коалиции постепенно загоняют Турцию в очень узкое пространство. Иными словами, в планах США и их партнеров по коалиции в отношении нашего региона Турции отведено не самое лучшее место. А теперь США и их партнеры по коалиции нацелены на то, чтобы ограничить влияние и даже уменьшить в размере Иран и Турцию, как Ирак и Сирию. Мы должны видеть этот факт. Разве в поддержке попытки переворота может быть какой-нибудь другой смысл?
Тем временем хочу кратко напомнить две новости. В одной из них сообщается, что находившиеся в нашей армии агенты сотрудника ЦРУ Генри Берки (Henry Berkey), который за десять дней до попытки переворота прибыл в Турцию и расположился на острове Бююкада, вели наблюдение с 2014 года и даже подготовили отчет о вероятности успеха переворота. Другая новость пришла из Афганистана. В ней отмечалось, что командующий турецкой оперативной группой в Афганистане и генерал, ответственный за обучение военных и медицинскую помощь в Кабуле, были задержаны при попытке бежать в Дубай; эти генералы сотрудничали с американцем Джоном Ф. Кэмпбеллом (John F. Campbell), организовавшим попытку переворота 15 июля. Иными словами, американский след обнаруживается повсюду. Если также учесть заявление, которое председатель Еврокомиссии Юнкер (Juncker) сделал по поводу смертной казни, и которое прозвучало, как угроза в адрес Турции, думаю, что все перечисленное выше обретет еще большую ясность.
То, что Турция в этих условиях перешла к активным действиям по урегулированию испорченных отношений с Россией, а Россия позитивно на это отреагировала, было положительным событием. Тем не менее, было бы полезно еще раз напомнить один факт, который мы время от времени озвучиваем в этой колонке. Дело в том, что Россия не альтернатива США, а США не альтернатива России. Россия — наш сосед, и мы должны состоять с ним в добрых отношениях. Но в Сирии США действовали совместно с Россией, Турцию они оставили в стороне. Иными словами, США не были обеспокоены тем, что Россия имеет право голоса в определении будущего Сирии, но не хотели, чтобы Турция играла определяющую роль. Принимая во внимание этот факт, не нужно забывать, что США и Россия поддерживают друг друга в вопросах передела мира. В этих условиях создание нового мира лежит через построение союза исламских государств. Может быть, пока мы и спасаем положение тем, что, сближаясь с США, пугаем Россию, и, сближаясь с Россией, пугаем США, но создать какой-либо устойчивый баланс, который пошатнет трон колониалистов, нам не удается.