Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как портрет Че стал капиталистическим феноменом

Символ латиноамериканской революции был захвачен капиталистическим врагом

© AP Photo / Dieu Nalio CheryФутболка с изображением революционного героя Кубы Эрнесто Че Гевары на демонстранте
Футболка с изображением революционного героя Кубы Эрнесто Че Гевары на демонстранте
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Я сочувствую семье Че Гевары и людям, которые знали его до того, как он стал футболкой». Эта шутка британского комика Джереми Харди прекрасно отражает то, как символ латиноамериканской революции был проглочен и съеден его капиталистическим врагом. В довершение картины стоящий у истоков легенды фотограф Альберто Корда не заработал на ней ни гроша.

«Я сочувствую семье Че Гевары и людям, которые знали его до того, как он стал футболкой». Эта шутка британского комика Джереми Харди (Jeremy Hardy) прекрасно отражает то, как символ латиноамериканской революции был проглочен и съеден его капиталистическим врагом.


В довершение картины, стоящий у истоков легенды фотограф Альберто Корда (Alberto Korda) не заработал на ней ни гроша. 5 марта 1960 года, когда он сделал этот снимок на похоронах жертв саботажа на корабле La Coubre, он работал на кубинскую газету Revolución. Тогда он бесплатно предложил его марксистскому изданию, но оно отказалось выпускать его в печать.

Фото вновь всплыло на поверхность лишь семь лет спустя, когда революционера расстреляли боливийские военные. Итальянский издатель Фельтринелли (Giangiacomo Feltrinelli), которому Корда предложил свой знаменитый снимок, воспользовался ситуацией, чтобы напечатать и продать миллион плакатов. Затем художник Джим Фицпатрик (Jim Fitzpatrick) разместил портрет на красном фоне с заглавной F вместо подписи на левом плече приемного сына Кубы. Как заявил сам Фицпатрик, эта работа стала «личным протестом против обстоятельств его смерти». Несколько месяцев спустя протестующие французские студенты и голландские анархисты сделали его своей эмблемой.

 

Но сугубо политическая история не была долгой. Поскольку это изображение (логотип, эмблема, икона, знамя — называйте, как хотите) не было запатентовано, его использовали вновь и вновь, всякий раз наполняя новым смыслом до тех пор, пока оно не стало абсолютно глобальным и доступным в любом магазине. Трусы, зажигалки, постеры, чехлы для смартфонов... Портрет Че Гевары можно найти практически на чем угодно и корпорации тоже не отстают. Gap, Urban Outfitters, Belstaff, Vans, Mercedes Benz, Converse, Louis Vuitton... На eBay сегодня насчитывается более 34000 товаров по запросу Che, то есть гораздо больше, чем товаров с изображением Обамы или Бейонсе.

«США всегда умели присваивать себе бунтарей, — писал в 2005 году в The Washington Post аналитик Педро Мейер (Pedro Meyer). — Ведь это дешевый способ выразить свою потребность в бунтарстве: ты покупаешь футболку, и тебе ничего не нужно больше делать». Страсти по Че Геваре, наверное, не стихнут никогда.

Во Франции же на модной волне оказался и совсем другой политик. Он не устраивал революции и не свергал диктатуры. Он был президентом Республики. Зовут его Жак Ширак.