Директор театра им. Маяковского Мунира Дадаева говорила сквозь слезы, как будто оплакивала смерть близкого родственника. На протяжении последних недель рабочие занимались сносом ее театра — построенного еще в советские времена и всеми любимого непритязательного здания в стиле конструктивизма, расположенного на одной из центральных улиц таджикской столицы.
«Я не знаю, когда эта боль утихнет. Мы как невменяемые здесь ходим. Мы решили, что когда наш театр снесут, мы какое-то время не будем приезжать в центр», — сказала Дадаева.
Зрители и актеры уже попрощались с театром. На его стенах актеры сделали надписи, прося прощения у здания, что не смогли его сохранить. По словам Дадаевой, которой сейчас 43 года, она начала ходить в театр им. Маяковского еще 4-летним ребенком. А в школьные годы уже стала выступать на его сцене.
«Каждому новому актеру, приходившему в наш театр, я говорила: "Добро пожаловать в наш дом". Я вышла на эту сцену впервые вместе с великими актерами, они для меня были как звезды недосягаемые», — поделилась она, едва сдерживая рыдания.
Государственные чиновники отметают критику, заявляя, что идущие под снос величественные строения не имеют особого исторического или культурного значения, и должны быть заменены более современными зданиями. Но их позиция не учитывает большой отрезок истории таджикской столицы.
Здание театра им. Маяковского было построено в конце 1920-х годов в захудалом поселке городского типа, называвшемся тогда Сталинабадом. Строение назвали «Домом дехканина». Оно было первым капитальным сооружением в Душанбе. Именно в «Доме дехканина» 19 октября 1929 года таджикский государственный и общественный деятель Нусратулло Махсум зачитал Декларацию о независимости Советского Таджикистана и образовании Таджикской ССР в составе Советского Союза.
Историк Гафур Шерматов с пренебрежением отмел выдвигаемый властями предлог для сноса здания театра. «Сейчас снос этого строения аргументируют тем, что оно очень ветхое и не выдержит сейсмических катаклизмов. Но это неправда. Это очень хорошее и прочное здание, которое построил архитектор Петр Ваулин. Он не знал, на какую сейсмическую нагрузку рассчитывать, поэтому строители заложили четырехкратную прочность. Этому зданию скоро исполнится 100 лет, и оно перенесло множество землетрясений, но ни разу не пострадало», — отметил он.
Многие примечательные события культурной жизни современного Таджикистана произошли именно в «Доме дехканина». Тут была создана первая публичная библиотека в республике и первые читальные залы, а также первый театр и первая радиостанция. Первая Выставка народного хозяйства (ВДНХ) тоже была проведена в этом здании. Здесь же появились первая школа вождения, первый кинотеатр, первый дом пионеров и первые художественные кружки.
«Наша история началась именно с «Дома дехканина». Разрушить «Дом дехканина» — значит убить историю Душанбе и точку, с который начинался отсчет», — добавил Шерматов. По словам Дадаевой, власти обещали выделить театру новое помещение, но пока нет никаких признаков строительства нового здания, а в новом огромном Национальном театре сметной стоимостью $100 млн для театра им. Маяковского места не нашлось.
«Нам сказали, что и в новом Национальном театре для Маяковского места нет. Поэтому обещали нам построить новое здание. Но до сих пор ничего не известно, и наши вещи просто разбросаны», — сказала Дадаева. Актеры отвезли собранный за десятилетия реквизит театра на склады, в частности в соседний театр им. Лохути, кинотеатр «Таджикистан» и другие склады по всему городу. «Если нам предоставят новое помещение, это будет третьим возрождением театра», — заявила Дадаева.
В годы гражданской войны в Таджикистане театр попытался продолжить работу, но затем главный режиссер с труппой временно перебрались в российский Магнитогорск. В 1993 году служащие расположенной в республике российской военной базы собрали 200 тысяч рублей на сохранение театра.
«Мы во время войны репетировали с [актером] Барзу Абдуразаковым спектакль «Джельсомино». А на площади сидели митингующие, кричали. Мужчины дежурили, а женщины, по мере возможности, проносили им еду. Днем, несмотря на то, что на площади шли митинги, мы добирались до работы и продолжали свою деятельность», — рассказала Дадаева. После окончания гражданской войны труппа театра служила мостом в отношениях между Таджикистаном и Узбекистаном.
«В 2010 и 2012 годах, когда был пик ухудшения отношений между Таджикистаном и Узбекистаном, наш театр поехал в Молодежный театр Узбекистана и там ставил свои спектакли. Тогда даже политики друг с другом не общались. Однако язык театра нашел общее. Мы в самые трудные моменты смогли удержать отношения», — отметила актриса Мавлона Нажмутдинова, проработавшая в театре им. Маяковского 12 лет.
Учитывая, что театр обладает последней русскоязычной труппой в Таджикистане, после обретения республикой независимости только он был способен организовывать зарубежные гастроли. Попытки труппы привлечь посольство России к спасению театра не увенчались успехом.
Актер и режиссер театра Хуршед Муртазаев отмечает, что одним из самых печальных моментов было то, как после последних представлений, когда актеры выходили на поклоны к зрителям, зал плакал вместе с ними.
«Мы даже не знаем, как мы будем мимо этого места проходить, когда его уничтожат. Сейчас театру нужна крыша над головой, зрителям — места и сцена. Поэтому если нам предоставят крышу, гримерку, то мы продолжим», — сказал он.
Театр им. Маяковского не является единственной жертвой нового генплана Душанбе. В декабре минувшего года снесли стелу, установленную в честь 20-летия Таджикской ССР. Также намерены снести старые здания парламента и мэрии Таджикистана.
Массовый снос старых строений расстраивает историков. «Город должен расти и развиваться, но он должен развиваться путем накопления ценностей. Ценности — это здания, архитектура, и главное, что они не должны сменять друг друга. Новые не должны уничтожать старые», — сказал Шерматов.