Президент Республики 2 августа внес разъяснения по поводу планов правительства сформировать новый «пакт» с исламом во Франции. На встрече с журналистами он продемонстрировал приверженность прежним позициям: он исключил возможность государственного финансирования мечетей, так как это шло бы вразрез с законом 1905 года, который запрещает государству, департаментам и коммунам субсидировать религиозные организации.
Подготовка французских имамов
Как бы то ни было, премьер Манюэль Вальс (Manuel Valls) упоминал такую возможность в вышедшей 2 августа статье в Libération: «Изменение закона 1905 года положило бы начало очень опасным спорам, однако нам нужно рассмотреть все решения, не отказываясь с самого начала от государственного финансирования». Правые сразу же раскритиковали его предложение.
Глава государства вновь подтвердил задачу по подготовке французских имамов, однако и здесь сделал категоричное замечание: «Финансирование не может предоставляться государством».
Фонд ислама
В этом президент Республики намеревается опереться на Фонд ислама, которому правительство собирается придать второе дыхание в октябре этого года. Франсуа Олланд подчеркнул, что «фонд может привлекать частное финансирование», и отметил необходимость контролировать идущие из-за границы средства.
Фонд ислама Франции был создан в 2005 году Домиником де Вильпеном (Dominique de Villepin) и должен был облегчить мусульманам задачу по сбору средств, в частности на строительство мечетей. Однако он по-настоящему так и не начал работать из-за серьезных разногласий между странами происхождения верующих.
Жан-Пьер Шевенман на страже светского государства
Руководителем фонда глава государства собирается назначить Жана-Пьера Шевенмана (Jean-Pierre Chevènement), основателя и почетного президента «Республиканского движения», ярого поборника Республики и светского государства.
Он работал на нескольких министерских постах при Франсуа Миттеране и был министром внутренних дел в правительстве Лионеля Жоспена (Lionel Jospin) с 1997 по 2000 год. В 2012 году в Министерстве иностранных дел его назначили специальным представителем Франции в России в рамках экономической дипломатии.
В среду он отреагировал на слова президента следующим образом: «Мне кажется, что это трудная, но очень важная задача с точки зрения национальных интересов. Нельзя отказываться от возможности внести сюда свой вклад. Работа сложная, но уклониться от нее нельзя».