Мало кого из деятелей времен Второй мировой войны воспринимают так же противоречиво, как советского генерала Андрея Власова. Он — Высокопоставленный офицер, который сначала воевал с нацистской Германией и ее союзниками на Восточном фронте, а после пленения встал во главе Русской освободительной армии, которая в конце войны воевала бок о бок с нацистами против Красной армии. После начала Пражского восстания Власов снова выступил против немцев и помог спасти Прагу. Несмотря на это, после войны американцы выдали его русским, которые 70 лет назад, 2 августа 1946 года, его повесили.
Когда 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, вермахт застиг Красную армию врасплох, и его соединения быстро продвигались вглубь советской территории. Советские дивизии не могли противостоять сокрушительному натиску немцев и практически только «наблюдали», как набирает обороты лавина танков и войск, которые шли по их земле. Тогда Власов командовал 37-й армией, защищавшей украинский Киев и почти полностью уничтоженной. Оставшимся в живых, включая Власова, удалось выбраться из окружения.
Седьмого марта 1942 года Власова назначили командующим 2-й армией Волховского фронта недалеко от Ленинграда, где перед ним поставили задачу прорвать блокаду города. На этот раз ему не так повезло, и в июле он попал в немецкий плен. Учитывая то, что еще во время боев он весьма критично отзывался о сталинском подходе к войне и продолжал так же рассуждать в плену, им заинтересовалась немецкая пропаганда. Тогда началось его внутреннее перерождение в непримиримого противника сталинского режима.
Власов собрал вокруг себя бывших генералов и солдат из лагерей военнопленных и стремился всячески воплотить идею о создании освободительной армии, которая вырвала бы народы Советского Союза из лап Сталина и устранила бы его. Однако сначала Власов сталкивался лишь с отказами и презрением, прежде всего — со стороны немецкого генералитета и нацистских лидеров, которые считали русских людьми второго сорта и по-прежнему не отказывались от идеи завоевать так называемое Lebensraumu («жизненное пространство») на востоке.
И только когда уже было слишком поздно, 9 сентября 1944 года, Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер пригласил к себе Власова, чтобы выслушать его намерения и обсудить форму сотрудничества. Учитывая критическую ситуацию войск на всех фронтах, Гиммлер согласился на создание Русской освободительной армии под покровительством СС и пообещал материальную помощь для создания десяти дивизий.
Только в начале февраля 1945 года в бой отправились первые добровольческие соединения, чтобы доказать свою готовность воевать на стороне Германии. Они добились больших успехов и признания, так что теперь соединениям Власова уже ничто не мешало воевать. Однако крах Германии был неотвратим. Поэтому Власов пытался связаться с западными державами, надеясь, что раз он с ними не воевал, они с готовностью дадут ему и его солдатам убежище. Однако переговоры не увенчались успехом.
Когда 5 мая в Праге началось восстание, соединения 1-й дивизии отправились в направлении Праги, чтобы в итоге перейти на стороны восставших и помочь на ценные часы и дни остановить немецкие войска и выбить их из большей части Праги, надеясь на то, что этим поворотом заслужат себе право на новую родину. Однако чешское командование колебалось, решая вопрос о том, стоит ли принимать помощь власовцев, и относилось к ним почти с презрением. Когда 7 мая Чешский национальный совет не изменил своего отношения к соединениям власовского генерала Буняченко, произошла размолвка, и от Буняченко потребовали вывести его силы из Праги. Он сделал это и вместе с немецкими солдатами, которых взял до того в плен и разоружил, а потом вернул оружие, начал отступать из Праги по направлению к Бероуну, чтобы там сдаться американским войскам на демаркационной линии.
В то же время Власов и его силы тоже добрались до территории, контролируемой американцами, и начались переговоры о сдаче оружия. Власов требовал, чтобы его подчиненным гарантировали, что их не выдадут Красной армии, которая уже успела казнить большую часть власовцев, в том числе раненых, оставшихся в Праге. Однако американское командование не могло принять такое политическое решение и только потребовало от Власова, чтобы его дивизии сдались, части были распущены, а оставшиеся солдаты прошли дальше в американскую зону.
В американской зоне Власов пытался получить убежище в Швеции, а потом бежать в Испанию. Напрасно. Вскоре американцы передали его советским органам. Сталинский режим расправился с Власовым, как ожидалось. Он был приговорен к смертной казни и 2 августа 1946 года повешен.