«Богатое и трагическое прошлое…» — историк Инна Мереминская рассматривает черно-белые фотографии на выставке, посвященной 110 годовщине открытия самой старой синагоги Москвы.
Фотографии иллюстрируют историю еврейской общины России, которая знала не только расцвет, но и репрессии по указке властей. Император-освободитель Александр II (1855 — 1881) дал разрешение на строительство синагоги, но работы начались только при императоре Александре III (1881 — 1894), который запретил открывать синагогу по совету министров-антисемитов. В итоге она распахнула свои двери только в 1906 году. Короткая передышка. Синагогу не закрыли при активно насаждавшей атеизм советской власти, однако среди раввинов были агенты КГБ в кипах, которые следили за тем, чтобы религия — «опиум для народа» — не вышла из-под контроля. После развала СССР поднялась волна антисемитизма, и многие евреи уехали в Израиль и США.
Консервативное движение Хабад воспользовалось хаосом посткоммунистической эпохи — разослав повсюду своих раввинов, оно начало финансировать возрождение еврейской жизни в России. Хабад был первым и быстро утвердил свой авторитет. Не без помощи влиятельного союзника. Заняв президентский пост в 2000 году, Владимир Путин сделал ставку на Хабад в борьбе с некоторыми еврейскими олигархами. Подавляющее превосходство Хабада отодвинуло на второй план Хоральную синагогу — историческое сердце российского иудаизма.
Лидеры Хабада вешают на стены кабинетов портреты Путина и своими патриотическими речами обеспечивают президенту столь ценную политическую поддержку. Многие евреи утверждают, что никогда им не жилось так хорошо, как при Путине. Ходят слухи, что Путин покровительствует общине, он даже иногда надевает кипу. Но история евреев России учит тому, что отношения с властью переменчивы, и часто за взлетами следуют вспышки антисемитизма.