Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему китайские школьники лучше других знают математику?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
05-08-

Согласно результатам тестов PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), оценки китайских школьников по математике гораздо выше среднего показателя.

Почему? Мы провели небольшое исследование, чтобы найти возможные объяснения, и представили результаты на конференции Британской ассоциации по вопросам образования.

Саутгемптон и Нанкин

В ходе первого теста мы проверили 562 школьника в возрасте 9-10 лет в школах Саутгемптона в Англии и Нанкина в Китае, городов, имеющих примерно одинаковый социально-экономический статус (от среднего до высокого). Китайские школьники набрали 83%, а английские — только 56%. Использовался тест 2003 года «Тенденции в международной математике и естественных науках».

Второй тест провели через десять недель: английские школьники улучшили показатели и набрали 66% в среднем, но всё же им было далеко до китайских учеников, набравших 87%.

Мы также использовали видео, чтобы проанализировать, как проходят уроки в школах обеих стран, и какие методы обучения используются. Мы обнаружили, что в китайских школах на интерактивное обучение всего класса уходило 72% времени занятий, а в английских — только 24%. При этом в школах Англии почти половина (47%) урока уделялась индивидуальной или групповой работе, а в китайских школах — 28%.

Напрашивается вывод: уроки с активным взаимодействием всего класса связаны с более высокими результатами тестов, а с высокой долей индивидуальной и групповой работы — с низкими оценками.

Весь класс учится вместе

Результаты нашего исследования совпадают с выводами многих других исследований, проведённых за последнее десятилетие. Интерактивное обучение всего класса более эффективно, чем индивидуальное выполнение заданий учениками.

Важность интерактивного обучения  особенно проявляется в математике из-за иерархической природы предмета. Когда дети выполняют задание сами по себе, они могут застрять на чём-то, и им придётся ждать значительное время, пока учитель не объяснит им то, чего они не знают.

Во время интерактивного обучения используются, например, карточки с цифрами, и все ученики показывают карточку с ответом на математическую задачу. Это позволяет учителю сразу определить, какие ученики нуждаются в помощи, и объяснить им. Тогда весь класс работает быстро и эффективно.

Английский акцент на отдельного ребёнка

Наше и другие исследования подтвердили, что на уроках математики в Великобритании около половины урока отводится на индивидуальную или групповую работу. Каковы причины этого? Возможно, многие учителя начальной школы имеют достаточно низкий уровень математических знаний и уверенности в себе, поэтому перекладывают бремя обучения на учеников.

Также может быть, что преподаватели английского языка привыкли акцентировать внимание на конкретном ребёнке, а не на всём классе. Какой бы ни была причина, кажется весьма маловероятным, что английские преподаватели смогут адаптироваться к китайской пословице «дети учатся, когда учителя не учат».

Авторы: Чжэньчжэнь Мяо и Девид Рейнольдс из Саутгемптонского университета