Согласно результатам тестов PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), оценки китайских школьников по математике гораздо выше среднего показателя.
Почему? Мы провели небольшое исследование, чтобы найти возможные объяснения, и представили результаты на конференции Британской ассоциации по вопросам образования.
Саутгемптон и Нанкин
В ходе первого теста мы проверили 562 школьника в возрасте 9-10 лет в школах Саутгемптона в Англии и Нанкина в Китае, городов, имеющих примерно одинаковый социально-экономический статус (от среднего до высокого). Китайские школьники набрали 83%, а английские — только 56%. Использовался тест 2003 года «Тенденции в международной математике и естественных науках».
Второй тест провели через десять недель: английские школьники улучшили показатели и набрали 66% в среднем, но всё же им было далеко до китайских учеников, набравших 87%.
Напрашивается вывод: уроки с активным взаимодействием всего класса связаны с более высокими результатами тестов, а с высокой долей индивидуальной и групповой работы — с низкими оценками.
Весь класс учится вместе
Результаты нашего исследования совпадают с выводами многих других исследований, проведённых за последнее десятилетие. Интерактивное обучение всего класса более эффективно, чем индивидуальное выполнение заданий учениками.
Важность интерактивного обучения особенно проявляется в математике из-за иерархической природы предмета. Когда дети выполняют задание сами по себе, они могут застрять на чём-то, и им придётся ждать значительное время, пока учитель не объяснит им то, чего они не знают.
Во время интерактивного обучения используются, например, карточки с цифрами, и все ученики показывают карточку с ответом на математическую задачу. Это позволяет учителю сразу определить, какие ученики нуждаются в помощи, и объяснить им. Тогда весь класс работает быстро и эффективно.
Английский акцент на отдельного ребёнка
Наше и другие исследования подтвердили, что на уроках математики в Великобритании около половины урока отводится на индивидуальную или групповую работу. Каковы причины этого? Возможно, многие учителя начальной школы имеют достаточно низкий уровень математических знаний и уверенности в себе, поэтому перекладывают бремя обучения на учеников.
Также может быть, что преподаватели английского языка привыкли акцентировать внимание на конкретном ребёнке, а не на всём классе. Какой бы ни была причина, кажется весьма маловероятным, что английские преподаватели смогут адаптироваться к китайской пословице «дети учатся, когда учителя не учат».
Авторы: Чжэньчжэнь Мяо и Девид Рейнольдс из Саутгемптонского университета