Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Там, где водку заказывают в граммах

Россия — самая большая страна в мире, расстояния здесь огромны. Тот, кто хочет своими глазами увидеть просторы страны и почувствовать особенности русской души, тот отправляется в путешествие на поезде.

© РИА Новости Максим Блинов / Перейти в фотобанк60-летие открытия прямого железнодорожного сообщения Москва – Пекин
60-летие открытия прямого железнодорожного сообщения Москва – Пекин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С точностью до минуты поезд отправляется в сторону Мурманска, без каких-либо объявлений. Стук колес сопровождает весь путь длиной 1448 километров, день и ночь ощущаешь, что ты находишься в поезде. Купе на следующие 47 часов становится своего рода общежитием на колесах. В пути неизбежно знакомишься с соседями. Найти общий язык не всегда просто, но это все-таки получается.

Поезд медленно подъезжает к Ладожскому вокзалу Санкт-Петербурга. Сильный толчок, и серый состав резко тормозит. Серого цвета также и форма Александра, стоящего у двери вагона. Он полновластный хозяин вагона № 10, состоящего из девяти купе, что не означает полную свободу в этом путешествии.


Александр с пристрастием проверяет документы пассажиров. Только если все порядке, им разрешается пройти в вагон, в свое купе с синими мягкими полками и старомодными занавесками. Чемоданы можно разместить на полке, находящейся прямо над дверью.

Вечером Александр помогает пассажирам трансформировать сидячие полки в четыре спальных места. Белье пассажиры застилают сами. Полотенца лежат тут же, как и одноразовые тапочки, в которых удобно ходить по коридору. Одежда путешественников — также свободная. Многие мужчины одеты в спортивные костюмы, некоторые просто в майках, будто они у себя дома. Купе на следующие 47 часов становится своего рода общежитием на колесах.


Выпьем водки

С точностью до минуты поезд отправляется в сторону Мурманска, без каких-либо объявлений. Стук колес сопровождает весь путь длиной 1448 километров, день и ночь ощущаешь, что ты находишься в поезде. В пути неизбежно знакомишься с соседями по купе. Найти общий язык не всегда просто, но как-то это все-таки получается. В лучшем случае, находятся точки соприкосновения в плане знания языка.

Так, например, Юрий рассказывает, что он работает неподалеку от Мурманска на шахте. «Это очень тяжелая работа, — говорит он. — Но деньги хорошие. Нам хорошо платят. Жена и дочь остались жить в Петербурге, а я мотаюсь туда-сюда». Конечно, он мог бы полететь на самолете и добраться за два часа. «Но я хочу сэкономить, и поэтому приходится мириться с длинными поездками. Кроме того, я постоянно знакомлюсь с интересными людьми, — говорит он и приглашает своих попутчиков выпить вместе водки в вагоне-ресторане. — У нас заказывают не рюмками, а по граммам. Сто грамм».


Было бы неприлично отказаться от приглашения выпить водки или выпить стакан не до конца. Ждут также, что и иностранные туристы угостят. Присоединяются и другие пассажиры, и даже официанту интересно, что могут рассказать туристы из Германии. Чтобы выдержать этот процесс, поможет только одно — много есть.

Уникальная природа

Уже давно мир за окном становится не таким важным, а взятые с собой книги остаются на полке. Потому что здесь, в поезде, сама жизнь пишет книгу, здесь узнаешь лучше Россию и приходишь к выводу: то, как живут здесь люди, вероятно, связано с бесконечными просторами страны.


На следующий день остается время для того, чтобы посмотреть, что происходит на окном по левую и правую сторону. Между днем и ночью разница практически не ощущается, потому что так далеко на севере солнце летом практически не заходит. Вначале идут бесконечные березовые и сосновые леса. Только изредка появляются небольшие деревни с покосившимися деревянными домами. Людей не видно. Но по белью, которое сушится, развеваясь на ветру, понятно, что жители в домах есть.

Затем появляются озера, которые светятся, словно голубые глаза в пышной зелени лесов. Иногда параллельно железной дороге бегут реки, в которых голышом купаются дети. Вечером заходящее солнце освещает своим светом практически нетронутые ландшафты, и даже после заката виднеется мерцающие красные блики.

Мурманск

«Зимой климат у нас суровый, — рассказывает Юрий. — В это время здесь, высоко на севере, темно и очень холодно. Если хватает денег, я в это время уезжаю вместе с семьей в отпуск на две недели». В прошлом году семья побывала даже в Таиланде.


В Мурманске — другой климат. Поезд подъезжает к городу, расположенному за полярном кругом на Кольском полуострове. Даже летом он не отличается особой красотой. Вокзал выглядит недавно отремонтированным, здание окрашено в светло-зеленый цвет, но когда проезжаешь через город с населением 300 тысяч человек, в первую очередь в глаза бросаются большие панельные дома.


До 1991 года Мурманск был закрытым военным городом, куда не разрешалось приезжать иностранцам. Город всегда был важной базой российского военно-морского флота, городской порт является стратегически важным объектом. По сей день в регионе преобладает военная отрасль. Каждому туристу показывают огромный памятник «Алёша», стоящий на возвышении над бухтой. Они символизирует красноармейца, рядом расположен вечный огонь в память о жертвах Второй мировой войны.

Еще в годы Первой мировой войны стратегическим значением обладала построенная военнопленными с 1915 по 1917 годы мурманская железная дорога. По этой трассе Франция и Великобритания могли на протяжении года снабжать царскую армию военными грузами.

Высокоскоростной поезд «Сапсан»

Существуют и современные образцовые железнодорожные проекты. Особую гордость Россия испытывает за свои высокоскоростные поезда «Сапсан», курсирующие между Санкт-Петербургом и Москвой. Путь длиной в 700 километров поезда преодолевают за менее чем четыре часа. Футуристические составы с вытянутым головным вагоном, окрашенные в цвета национального флага — белый, синий и красный — сразу же бросаются в глаза на вокзале в Петербурге.


«Сапсан символизирует все новое и прогрессивное», — рассказывал глава РЖД Владимир Якунин, обращая внимание на комфортабельность поездов, в которых гостям уделяется такое же внимание, как в самолетах. Российские высокоскоростные поезда, построенные немецкой компанией Siemens, стремительно проносятся по безотрадному миру, который не готов к суперпоездам.

Трасса разделяет целые деревни, проблему представляют собой и старые железнодорожные переходы. Но, тот, кто сидит на кожаных сиденьях в первом классе, наслаждается едой и напитками, тот, вероятно, этого не замечает. Только если что-то произойдет: поскольку никто точно не знает, когда и с какой стороны пронесутся поезда со скоростью 250 км/ч, случаются несчастные случаи.

«Тогда будем топить углем»

Другой поезд сталкивается с подобными случаями редко, хотя техника на нем старая. Речь идет о поездах Транссиба, в которых путешественники самой длинной в мире железнодорожной магистрали, могут увидеть всю огромную страну.

Тот, кто заходит в поезд в Москве, а выходит во Владивостоке на берегу Японского моря, преодолевает почти 9300 километров и пересекает семь часовых поясов. Об этом маршруте уже многое написано. Но здесь стоит вспомнить об известной пословице — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Сибирь олицетворяет собой не только просторы, но и холода. «Одевайтесь теплее», — это, пожалуй, самый оптимистичный из советов, которые дают туристам, отправляющимся зимой в путешествие через всю Россию до Улан-Батора в Монголии. «В поезде никогда не холодно», — успокаивает проводница Наталья Любова. «А если отопление отключат?» — спрашивают с тревогой пассажиры. «Тогда будем топить углем», — решительно отвечает она и указывает на печь, расположенную в конце вагона. Но на протяжении всего пути в вагоне скорее слишком жарко, неважно, выбрал ты простой стандартный или комфортабельный поезд «Царское золото».

Последние вагоны поезда — не только более комфортабельные, они регулярно отсоединяются от состава для более продолжительных остановок и экскурсий с ночевками в гостиницах. Пока гости попивают горячий чай, за окном мелькают березовые леса. Поезд все еще едет по Европе. Только после 1777 километра пути начинается Урал, разделяющий Европу и Азию. Одна из экскурсий, предлагаемых на этой остановке — в Екатеринбург. Вечером поезд отправляется дальше.


Порядка 80 часов студент Антон из Воронежа, расположенного в 500 километрах к югу от Москвы, проводит в поезде на пути в небольшой сибирский городок Новая Игирма. От Иркутска ему нужно проехать еще более 800 километров на север. «Желаю вам жизни такой же длинной, как сибирская зима, такой же крепкой, как русская водка, и чтобы воспоминания об этом путешествии остались надолго — так же, как глубок Байкал», — говорит он на прощание, покидая поезд.