Рио-де-Жанейро. — Когда на олимпийском стадионе по водным видам спорта в воскресенье вечером объявили имя Юлии Ефимовой, раздались неодобрительные возгласы и свист. Такая встреча самым разительным образом отличалась от приветственных криков и аплодисментов, которыми награждали всех остальных участников полуфинального заплыва на 100 метров брассом.
Но принимающая участие в третьей Олимпиаде Ефимова, которую в прошлом дисквалифицировали за применение допинга, сохраняла спокойствие и невозмутимость.
Свой заплыв она выиграла. Сигнал подан. Новые крики и свистки.
Российские олимпийцы в 2016 году это уже не безликая и безымянная масса. В этом году им удалось избежать запрета на участие в Олимпийских играх из-за допинга, и они получили право приехать в Рио. Теперь многие знают Ефимову, золотого медалиста по дзюдо Беслана Мудранова, серебряную медалистку в стрельбе из пневматического пистолета Виталину Бацарашкину, бронзового медалиста по фехтованию Тимура Сафина, волейболиста (и олимпийского знаменосца) Сергея Тетюхина, гимнастку Алию Мустафину, велосипедистку Ольгу Забелинскую и десятки других потенциальных медалистов.
Если и есть в мире атлеты, которые сумели дерзко и вызывающе пройти через допинговый скандал, невзирая на свой статус олимпийских проходимцев (а иногда даже наслаждаясь им), то это русские. И пока неодобрительные крики и критика только укрепляют их решимость.
По состоянию на вечер понедельника Россия подбиралась к третьему месту в общем медальном зачете на этой летней Олимпиаде, имея 10 наград (две золотых медали, пять серебряных и три бронзовых).
Отвечая на вопрос о том, что для российской сборной означает олимпийский титул, Мудранов сказал: «Я думаю, моя страна доказывает, что по-прежнему может завоевывать золотые медали, и это не последнее золото. Все приехавшие сюда хорошо подготовлены и не сломлены психологически. Мы не сомневались, что нам разрешат соревноваться».
Атлеты — это очень уязвимая мишень для выброса злобы и негодования по поводу многолетней допинговой программы с государственной поддержкой и того, как в ходе этого скандала повел себя Международный олимпийский комитет. Возникли вопросы о том влиянии, которое российский президент Владимир Путин имеет на его президента Томаса Баха.
Россия — это мощная спортивная держава, готовая тратить огромные деньги на олимпийские состязания, свидетельством чему стала зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году.
После того, как Всемирное антидопинговое агентство провело расследование и выяснило, что в российской атлетической программе, с ведома государства, широко применяется допинг, оно порекомендовало МОК запретить всем российским спортсменам участвовать в Играх в Рио.
Однако МОК дал право спортивным федерациям по отдельным видам спорта самостоятельно решать, кто из атлетов может участвовать. Затем комиссия МОК в составе трех членов дала разрешение 271 спортсмену, и в силу вступил апелляционный процесс.
Поэтому зрителям в Рио остается только освистывать русских, МОК и непристойность всего этого. Это все, что могут сделать болельщики, если не считать отказа от заветных олимпийских билетов.
Между тем, российские атлеты как никогда настроены на получение медалей.
После полуфинального заплыва Ефимова, широко улыбаясь, прошла мимо репортеров и даже не остановилась, чтобы ответить на вопросы. А перед этим она вступила в виртуальный поединок с американской пловчихой Лилли Кинг. Победив в полуфинальном заплыве, Ефимова подняла палец, показывая, что она первая. Кинг, наблюдая эту сцену по телевизору, в насмешку покачала своим пальцем в ответ.
На финальных состязаниях в понедельник Ефимова вела себя точно так же. Она выслушала возгласы неодобрения, а потом выиграла серебряную медаль. Кинг взяла золото, а американка Кэти Мейли получила бронзу.
Кинг получает удовольствие от соперничества с Ефимовой, но когда ее спросили, считает ли она справедливым участие Ефимовой в Играх, она ответила: «Вообще-то я не хочу вдаваться в подробности этой допинговой истории. Это было решение МОК, и я отношусь к нему с уважением, хотя и не согласна с ним».
Ефимова действующий чемпион мира в плавании на 100 метров брассом, но в 2013 году ее поймали на употреблении запрещенного стероида дегидроэпиандростерон и дисквалифицировали на 16 месяцев. В этом году у нее был положительный результат анализа на запрещенный сегодня мельдоний.
В соответствии с указаниями МОК по вопросу участия российских спортсменов в Играх, Ефимова не должна была ехать на соревнования. Но она подала апелляцию и выиграла. Ей разрешили участвовать в Олимпиаде за сутки до первого заплыва.
Отвечая на вопрос по поводу успешной для нее апелляции, Ефимова заявила: «Не знаю, что сказать. Последние полтора года были какими-то сумасшедшими. Я не понимала, что происходит. Я просто счастлива быть здесь, и готова соревноваться».
В некоторых видах спорта русские находят поддержку. В воскресенье вечером Ефимова и участники мужской эстафеты 4×100 метров вольным стилем могли увидеть, как фанаты рядом с канадскими, китайскими и бразильскими знаменами вывесили пару российских флагов. Но когда российская сборная в пятницу вошла на стадион «Маракана» на церемонии открытия Игр, она услышала приглушенные аплодисменты, смешанные с неодобрительными выкриками.
Учитывая то, что вина лежит на многих — на россиянах, на МОК, на спортивных федерациях, да и на ВАДА, которая не стала доводить дело до конца — такая реакция была, наверное, правильной.
«Конечно, в последние два месяца это отражается на спортсменах, — сказал шестикратный олимпиец Тетюхин. — Это трудная ситуация, и мы были готовы к худшему. Могли дисквалифицировать всю российскую сборную, но нашлись разумные люди, принявшие верные решения. Понятно, что проблема с допингом существует, однако от этого не должны страдать чистые спортсмены».
Между тем, критики в большей степени склонны называть решение МОК «трусливым», «слабовольным» и «политически мотивированным».
Однако российские атлеты считают себя обиженными, пешками в политической игре. И уж точно не злодеями и не проходимцами. Это неудивительно, если учитывать то, что спортсменов из России издавна используют в политических целях.
«Такая ситуация повлияла на нашу страну и стала болезненной для многих атлетов, — сказала Наталья Кузютина, завоевавшая бронзовую медаль по дзюдо. — Я догадываюсь, что мы оказались в центре какой-то политической игры. Стыдно, что основную тяжесть вынуждены нести на себе спортсмены. У них есть уникальный шанс принять участие в Олимпиаде, но они не смогли его реализовать. Я думаю, это несправедливо».
Давая комментарий по поводу принятого в последнюю минуту Спортивным арбитражным судом решения, позволившего ей состязаться, двукратная медалистка лондонских Игр Забелинская добавила: «Думаю, что все это политика, и не знаю, почему они трогают спорт. Это нехорошо. Политика и спорт, они несовместимы, это нехорошо».
Но подобно Ефимовой, Забелинскую раньше тоже дисквалифицировали за допинг. Поэтому неодобрительные возгласы будут звучать и дальше — а спортсмены будут завоевывать свои награды.
Ефимова и Забелинская наслаждаются участием в Олимпиаде, но Международный олимпийский комитет наложил полный запрет на участие в Играх российских паралимпийцев.
«МПК всерьез отнесся к своей обязанности руководить паралимпийским движением, — сказал президент Adaptive Sports New England Джо Уолш (Joe Walsh). — Ужасно узнавать о том, что российских атлетов по указанию государства вынуждали принимать допинг. Отстранение национального паралимпийского комитета стало единственно возможным ответственным решением, какое мог принять МПК».
Безусловно, это совсем не тот сигнал, который подала Ефимова в бассейне.