Рио-де-Жанейро. — Разве это не здорово — плеснуть водой в лицо остальному миру в порыве ура-патриотизма? Лилли Кинг (Lilly King) сделала Америку сильной и чистой, брызнув хлорированной водой в глаза российской преступнице Юлии Ефимовой и помешав ей свернуть земную ось. Ну, или типа того, ведь так? Но во всей этой истории, что разворачивается на Олимпиаде, есть один тревожный аспект. Для Америки это вовсе не великий момент нравственной чистоты.
19-летняя Кинг — великолепная пловчиха, но соперничество между ней и 24-летней Ефимовой в брассе вряд ли можно назвать простым и ясным случаем, когда чистая спортсменка побеждает «допинговую мошенницу», как выразилась Кинг. Факты в деле Ефимовой далеко не столь ясны и понятны, несмотря на лицемерные нападки на нее в духе холодной войны. Стоит пристальнее вглядеться в очень человечное лицо Ефимовой, а может даже поставить на минутку себя на ее место. Как она заявила позавчера сквозь слезы: «Вы не можете меня понять, не можете поменяться со мной местами».
Для начала, Ефимова живет не в России, а в Лос-Анджелесе, где она с 19 лет тренируется под руководством тренера из Южной Калифорнии Дейва Сало (Dave Salo). Он сообщил по электронной почте: «Она — замечательная девушка, а не монстр, каким ее представляют». Ефимова родилась в растерзанной войной столице Чечни городе Грозном, а тренировалась в российской плавательной секции в Волгодонске. Но в 2011 году ее тренеры испугались, что тяжкое однообразие российской программы подготовки утомит ее и попросили Сало взять девушку под свое крыло.
У Ефимовой — две дисквалификации за употребление допинга. Давайте взглянем на эти нарушения внимательнее. Как-то раз в 2013 году она пошла в местный магазин и купила себе биологически активную добавку. Английским Ефимова владеет плохо, и содержимое она проверять не стала, хотя там был запрещенный гормон ДГЭА (дегидроэпиандростерон). Нарушение Ефимовой посчитали непреднамеренным, и обычную в таких случаях двухлетнюю дисквалификацию сократили до 16 месяцев.
Но ведь такого не сделает ни один американец, правда? На самом деле, как отметил корреспондент NBC Алан Абрахамсон (Alan Abrahamson), дело Ефимовой очень похоже на случай с Джессикой Харди (Jessica Hardy), которую в 2008 году отстранили от Олимпиады за применение сомнительной добавки. Но в Лондоне в 2012 году она завоевала две медали. И никто не плескал водой в лицо Харди, никто не отказывался пожимать ей руку.
Сало тренировал многих американских чемпионов от Аманды Бирд (Amanda Beard) и Ребекки Сони (Rebecca Soni) до Аарона Пирсола (Aaron Peirsol) и Джейсона Лезака (Jason Lezak). По его оценке, «более 90%» всех спортсменов мирового уровня употребляют те или иные добавки, хотя он отговаривает их от этого.
«Я уже давно проиграл эту битву спортсменам, которые считают, что нуждаются в чем-то для восстановления сил и так далее», — сказал он.
На Олимпиаде Ефимову считают хронической обманщицей из-за ее второго нарушения. Посреди кризиса, вызванного разоблачением государственной допинговой программы в России, ее анализ дал положительный результат на сердечное лекарственное средство мельдоний. Восточноевропейские спортсмены широко и вполне законно использовали мельдоний до того, как ВАДА в январе 2016 года запретила его. Этой весной ВАДА отказалась от дисквалификации 200 с лишним атлетов, показавших после января положительные результаты на мельдоний. Это относится и к Ефимовой. Все дело в том, что непонятно, как долго он выводится из организма. Вполне возможно, что она подчинилась распоряжению ВАДА, но мельдоний каким-то образом все равно остался у нее в организме.
Ефимова попыталась объяснить эти обстоятельства на пресс-конференции после заплыва, когда Кинг отказалась смотреть на нее. Вот что рассказала Ефимова, и вы можете относиться к этому как угодно:
«Я один раз допустила ошибку, за что меня дисквалифицировали на 16 месяцев. Во второй раз это была не моя ошибка. Я вообще не понимаю, почему я должна всем это объяснять. Типа ВАДА завтра может сказать: прекратите есть йогурт, употреблять никотин, не знаю, белок, которым пользуются все спортсмены, и объявит, что все это в списке запрещенных препаратов. И ты прекращаешь. Но это остается у тебя в организме еще полгода, и вдруг через два месяца приходит допинговый контроль, проверяет тебя, и результат положительный. Разве это твоя вина?»
Сало сомневается в правильности решения о включении в сборную Ефимовой и прочих российских пловцов, пойманных на допинге. Он даже исключил на неопределенный срок из своей троянской программы всех иностранных пловцов. Но он считает неправильным, что их демонизируют за тот порядок, который был установлен в их федерациях.
«Они — ничего не подозревающие пешки в указаниях властей и федераций, — сказал тренер. — Юлия — замечательная девушка, таланта у нее с избытком, и ей не нужны никакие добавки, улучшающие показатели».
Он считает, что пловчиха принимала мельдоний по совету врача, и отмечает, что по мнению восточных европейцев, тяжелая нагрузка на тренировках негативно отражается на организме.
«Очевидно, большинство восточноевропейских спортсменов думают, что они защищают свои сердца, так как тяжелые тренировки им противопоказаны», — говорит Сало.
Что бы мы ни думали о Ефимовой, трудно понять, каким образом придирки к ней (и к любому другому спортсмену) со стороны американцев могут решить проблему допинга с государственной поддержкой. И это просто напрашивается на ответную антиамериканскую реакцию. Кинг всего 19 лет, и никто не хочет сдерживать ее прямолинейность и дух соперничества. Но ей стоит напомнить, что очень многие горячо любимые американские атлеты принимают добавки и пользуются медицинской помощью, не подпадающей под запрет. Также ей стоит напомнить, что она никогда не была на месте того, кто родился в Грозном в 1992 году.
«Обычно во время Олимпийских игр прекращаются все войны», — сказала Ефимова.
Незадолго до отъезда в Рио Ефимова увиделась в Лос-Анджелесе с Сало. Она была в подвешенном состоянии, тренировочный процесс превратился в хаос, поскольку МОК вел свои дебаты о судьбе российских спортсменов.
«В последний момент они сказали, что Юлия поплывет, — говорит Сало. — Я сказал, что ей будет трудно, и что примут ее не очень хорошо. Ей надо быть готовой к самому трудному состязанию в своей жизни».
Но будет справедливо сказать, что само состязание — это не самое трудное.
--------------------
Комментарии читателей
Meisterzinger
Где были все эти люди, когда Лэнс Армстронг побеждал и побеждал? Ефимова со своими нарушениями даже близко к нему не стоит.
А еще у нас есть проблема с возможной клеветой и диффамацией. Мы на весь мир говорим о своих подозрениях, как это было с Катинкой Хоссу.
Если есть четкие доказательства, тогда да. Вот почему я за то, чтобы отстранить всю российскую команду, а потом критиковать отдельных спортсменов. Проблема в российской системе.
Branagh
Кинг пока не повзрослела, и она ведет себя претенциозно. Ее поступок оставляет горький привкус.
Akula
Отстранять всю олимпийскую сборную по национальному признаку без доказательств допинга — это расизм. Расистской политике МОК нет места в цивилизованном обществе.
R-E-L-A-X
Тот, кто оправдывает действия мошенников, ничем не лучше самих мошенников.