Отношения между Польшей и Россией уже давно были плохими или очень плохими: Варшава выступала одним из главных защитников европейских санкций против Москвы, а та ответила эмбарго, которое сильнее всего ударило по польским производителям яблок, к этому добавлялись локальные споры, в частности, на тему условий передвижения польских фур по российской территории, пишет Polityka (05.08). Последний саммит НАТО изменил в этом плане мало: «Ведь известно, что мы россиян не боимся, поэтому делаем ставку на вооружения и присутствие американских войск на нашей территории, а Россия воспринимает это как провокацию и в ответ вооружается сама, в том числе в Калининградской области». Однако прежде взаимные противоречия и обвинения не мешали функционированию малого приграничного движения между двумя странами — проекта, который принес много пользы простым россиянам и полякам, и который оказался сейчас по инициативе польской стороны заморожен на неопределенный срок, с сожалением отмечает еженедельник.
Когда польско-российский договор о малом приграничном движении вступал в силу, все верили, что Европейский союз может вести в отношении России активную мягкую политику, а россиян получится заинтересовать демократией, показав им альтернативу их режиму, вспоминает Newsweek Polska (11.08): «Идея была такой: приоткроем немного двери в шенген, позволим жителям Калининградской области ездить в Польшу: на отдых и за покупками. Пусть они посмотрят, как выглядит европейская Польша, пусть интегрируются, пусть мечтают о Европе, может быть, что-то из этого получится». Надеждам на политические выгоды не суждено было сбыться, а малое приграничное движение способствовало не экспорту демократии, а экспорту польских товаров в Калининградскую область и российских сигарет в Польшу, отмечает автор публикации, обращая внимание, что приостановка действия договора вызвала раздражение жителей по обе стороны границы. Поляки, удивляется он, приняли сторону россиян, которые, вслед за своими СМИ называют такой шаг враждебными действиями против Путина и обвиняют Варшаву в русофобии.
Чем была встреча Эрдогана и Путина: предвестием перезагрузки в отношениях двух стран или тактическим шагом? — задавалась вопросом Polityka (09.08). С одной стороны, турецкий президент пошел Москве навстречу, покаявшись за сбитый российский самолет и оценив слова поддержки, которые он услышал из Кремля во время провалившегося военного переворота, а Путин взамен пообещал отменить санкции против Анкары, размышляет публицист издания. С другой, обоих лидеров связывают лишь общие газовые проекты и авторитарный стиль управления, они по-разному смотрят на войну в Сирии и видят будущее курдов, состоят в союзах с разными странами, а Турция остается членом Североатлантического альянса, который Москва называет угрозой. Сближение, делает вывод журналист, продиктовано текущими потребностями и связано с личностью двух президентов, от настроения которых зависит политика обоих государств: «А настроение у обоих часто меняется, они любят столкновения, часто к ним стремятся и переориентируют свои интересы. Поэтому ясно, что эта перезагрузка имеет тактической и сиюминутной характер, и ее будет легко разорвать».
Встреча Реджепа Эрдогана и Владимира Путина была важной для экономики и энергетики обоих государств, однако она не стала геополитическим землетрясением: все указывает на то, что два президента не подписали в Петербурге, как многие опасались, дьявольского договора о том, что они объединят силы и разрушат Запад или Европу, сообщает Rzeczpospolita (10.08). Речь идет максимум о попытке создать союз двух решительных противников государственных переворотов и «больших любителей конституции», не прислушивающихся к претензиям по поводу притеснения в их странах прав человека и демократических свобод, а одновременно — стран, которые чувствуют себя обманутыми Западом, объясняет публицист газеты. Основа у этих союзов, подчеркивает он, весьма шаткая, «ведь на отрицательном отношении к Западу мало что можно возвести, хотя строительные работы и могут показаться опасными», и, самое главное, оно не сможет перекрыть собой те фундаментальные противоречия, которые остаются между Москвой и Анкарой.
Еще недавно польские политики говорили о том, что союз и сотрудничество с Анкарой могут стать эффективным инструментом для противостояния российскому империализму, но теперь, после встречи в Петербурге, стало понятно: «Турция не только не собирается бороться с российской угрозой, но и наоборот, может объединиться с Москвой против Запада», — убежден, в свою очередь, главный редактор еженедельника Do Rzeczy Павел Лисицкий (Paweł Lisicki), комментарий которого публикует Wirtualna Polska (10.08). Как он полагает, чем более тесным будет становиться взаимодействие Москвы и Анкары, тем больше будет возникать вопросов по поводу сплоченности НАТО. Глава польского оборонного ведомства назвал Россию главным фактором, угрожающим мировой безопасности, и если он прав, уровень этой угрозы сейчас значительно возрос, хотя, делает оговорку автор публикации, «если Польша не смогла предсказать развитие ситуации в Турции, возможно, она также неверно оценивает уровень опасности, исходящей от Москвы».
По-мнению аналитика Адама Бальцера (Adam Balcer), интервью с которым публикует Nowa Europa Wschodnia (10.08), встреча в Петербурге имела, скорее, символическое, чем практическое значение. Перспектива создания двух веток потенциально угрожающего европейским энергетическим интересам газопровода «Турецкий поток» остается под вопросом, а товарооборот между Турцией и Россией в ближайшей перспективе не сможет вернуться на прежний уровень, поскольку Анкаре выгоднее вести торговлю с ЕС, чем с ослабленным экономическим кризисом российским государством. Делая шаг в сторону Москвы, Эрдоган надеется укрепить позицию своей страны на международной арене и найти рычаги давления на Запад, однако, предупреждает собеседник издания, «хитрый лис Путин может его обмануть и обыграть, подсунув невыгодный договор или подведя к принятию невыгодных решений», поскольку Кремль заинтересован как в изоляции Анкары, так и в ее конфликте с Европейским союзом или Вашингтоном.
В Донбассе вновь обостряется ситуация, а наблюдатели предупреждают, что это не «очередная фальшивая тревога», а предвестие эскалации военных действий, пишет с тревогой Wirtualna Polska (10.08). Для того чтобы добиться своих целей, то есть заблокировать членство Украины в НАТО или ЕС, России не нужно новое наступление: ей достаточно сохранять тлеющий конфликт, отмечает эксперт Фонда имени Казимежа Пулаского Адам Лелонек (Adam Lelonek). Однако, как он полагает, перспективу нанесения Москвой удара исключать нельзя, поскольку, «Путин уже неоднократно доказывал, что он руководствуется не экономическими, а собственными расчетами». Российский президент, напоминает аналитик, уже использовал для повышения своего рейтинга военные действия — «в особенности под предлогом защиты россиян заграницей», что вновь может вновь обрести актуальность перед приближающимися парламентскими выборами в России. Опасения политолога вызывает также ситуация на границе Крыма. Это единственный отрезок фронта, на котором Россия находится сейчас в более сильной позиции, там сконцентрированы войска, при этом «главная военная цель России состоит в создании коридора между Донбассом и полуостровом. В дальнейшем может зайти речь о широкомасштабной атаке, то есть нападении на территорию украинского государства, лежащую к востоку от Днепра», — заключает он.