Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Можно ли по Олимпиаде в Рио судить о Бразилии как о развивающейся державе?

© РИА Новости Алексей Куденко / Перейти в фотобанкЦеремония открытия XXXI летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро
Церемония открытия XXXI летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Считается, что решение, принимаемое международным сообществом при выборе места для проведения Олимпийских игр, во многих случаях является признанием возвышения данной страны. Сможет ли Бразилия показать себя как страну на подъеме? Такое ли впечатление через средства массовой информации и социальные сети производят самые глобализированные Олимпийские игры в истории?

Считается, что решение, принимаемое международным сообществом при выборе места для проведения Олимпийских игр, во многих случаях является признанием возвышения данной страны.

В качестве одного из относительно недавних примеров можно с уверенностью привести Олимпиаду в Сеуле 1988 года. В 1950-е годы доход на душу населения в Южной Корее был ниже, чем в подавляющем большинстве африканских стран.

Среди экспортируемых товаров преобладали морепродукты, сухофрукты и (совершенно серьезно) парики.

Благодаря хорошо продуманному стратегическому проекту Южная Корея конца восьмидесятых уже являлась многообещающей страной, которую в последующие десятилетия ждало экономическое процветание.

Сегодня доход на душу населения в этой стране выше, чем в среднем по ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), среди принадлежащих этому клубу богатых стран-членов.

Южная Корея — страна, которая больше всех прочих инвестирует в исследования, разработки и инновации (4% ВВП). Одна из основных южнокорейских компаний, Samsung, продает больше смартфонов во всем мире, чем Apple.

Сеул-1988 продемонстрировал невероятный организационный потенциал корейцев во всем его величии. Подчеркнул ту жертву, которое целое поколение было готово принести во имя блага своих детей, особенно в области образования, науки и техники.

Возможно, Игры не сделали из Южной Кореи спортивную державу. Однако страна дала понять мировому сообществу, что в ближайшее время оставит категорию развивающихся, чтобы перейти в статус «развитой».

Сможет ли Бразилия на Олимпиаде в Рио по крайней мере показать себя как страну на подъеме? Такое ли впечатление через средства массовой информации и социальные сети производят самые глобализированные Олимпийские игры в истории? Здесь стоит привести два наблюдения.

Во-первых, в мире еще очень мало знают о Бразилии и ее жителях. Благодаря пышной церемонии открытия, которой все бразильцы могут по праву гордиться, мир узнал национальную принадлежность Жизель Бюндхен и вновь начал слушать Bossa Nova, забивая в поисковике «Девушку из Ипанемы».

Захватывающее торжество при низких затратах — по сравнению с Олимпиадой в Лондоне 2012 года — продемонстрировало способность страны адаптироваться к ситуации и творчески подходить к решению задач. Мир все еще продолжает знакомиться с Бразилией.

Большую часть церемонии открытия я наблюдал из импровизированной студии в одном из зданий напротив стадиона «Маракана». Зал предназначался для телевизионных сетей, таких как BBC, китайская CCTV, и ряда других европейских и азиатских каналов.

Все команды буквально рот открыли от восхищения эстетическим качеством и энтузиазмом участников праздненства, к тому же многие ветераны освещения олимпийских игр приехали в Бразилию впервые. Сведения о главных особенностях нашей истории, географии и современности только сейчас начинают распространяться в разные уголки земного шара.

Во-вторых, если в 2009 году, когда было объявлено о том, что Рио будет принимать у себя Игры, Бразилия представлялась всему миру как бурно развивающаяся страна, сегодня этой «уверенности» уже нет. Подсолевые месторождения нефти, способность устраивать масштабные мероприятия, 7,5-процентный годовой экономический рост, сверхдержава альтернативных источников энергии — на пути к Олимпиаде все эти столпы значительно пошатнулись.

Мировые СМИ заваливают нас репортажами о свойственных Бразилии красоте и жизнерадостности, но под этим мощным увеличительным стеклом в деталях проступают и наши социально-экономические недуги, неспособность улучшить окружающую среду, неэффективность нашей политики.

В дополнение к спортивным событиям, впечатление, которое сложится о Бразилии, подтвердит давно сложившийся образ страны контрастов.

Следует заметить, что Рио-де-Жанейро является своеобразным камертоном Бразилии. Наш посыл миру определенно не о стране, чье светлое будущее гарантировано в силу инерции. Но все же он о чем-то большем, нежели о людях, по-прежнему находящихся под бременем своих неразрешимых проблем.