Когда я ввела в поисковике слово ГУЛАГ, мне было предложено виртуально прогуляться по советским лагерям — даже с чешскими комментариями. Вчерашний вечер я провела в тюремных бараках Сибири — виртуально: достаточно было нажимать клавиши для движения. В июне этого года открылся уникальный виртуальный музей Gulag Online, который работает по принципу «Кто не видел своими глазами, тот не поверит».
Советская репрессивная система из более чем 30-ти концентрационных и трудовых лагерей, ГУЛАГ, возникла и начала расти еще при Ленине, принявшем за образец якобинский террор времен Французской революции, и достигла чудовищных размеров при Сталине.
Проект ассоциации Gulag. cz и Института исследований тоталитарных режимов повествует не только о рутинной жизни в ГУЛАГе, но и представляет аутентичные свидетельства выживших чехословаков, вывезенных в лагеря с территории советской Украины и послевоенной Чехословакии. Политические репрессии, включая заключение и принудительные работы, коснулись более 25 тысяч чехословацких граждан.
Система советских лагерей создавалась не для уничтожения, но имела много схожих черт с нацистскими концентрационными лагерями, и существовала десятки лет, погубив миллионы людей. Количество заключенных в лагерях в 1952 году, перед самой смертью Сталина, достигало почти 13 миллионов.
Режим Владимира Путина постепенно теряет критическую оценку Большого террора, которого не избежала практически ни одна группа советского общества и почти ни одна семья. Жуткая правда о безмерных страданиях невинных жертв преследований, заключения, рабства, пыток и убийств в лагерях постепенно заменяется мифами, которые воспевают советское индустриальное чудо, с таким трудом созданное на костях стольких людей, преуменьшают преступления коммунистического тоталитарного режима в бывшем СССР и прославляют возвращение прежних размеров России по колониальному образцу. И символом этого должно стать незаконное отторжение Крыма и война на Донбассе.
Путинская дезинформационная кампания стирает границы между добром и злом и пробуждает глубоко укоренившуюся ненависть, даже паранойю, к мнимым внутренним и внешним «врагам» России. Продолжают ужесточаться гонения на противников режима. Поэтому советские лагеря, как и нацистские концентрационные лагеря, должны остаться в памяти как предостережение от потери человечности во имя чудовищной идеологии, которая обещала установить «новый мировой порядок», однако оставила след в истории, прежде всего, ликвидировав миллионы «предателей в наших рядах» и элементарные гуманные ценности.
Таким же напоминанием являются следующие строки украинского поэта Бориса Херсонского, самая известная книга которого, «Семейный архив», вышла в самиздате в Одессе в 1995 году и повествует о катастрофах XX века, коснувшихся и его семьи.
Лагерь
Разве ты не помнишь? Это он стоял в стороне!
Да, и хлебал стоя, из миски, озираясь по сторонам.
Не скажу наверняка, но сдается мне,
он съедал часть того, что полагалось нам.
Вечерами его уводили. Говорят, он сидел за столом
с завкультчастью, с которым был когда-то знаком.
А на общих работах так еле ворочал кайлом.
Да и тачку катить — это тебе не молоть языком.
А потом нас выгружали из баржи на дощатый причал,
и он по пути завелся с конвойным одним.
Потом его рвали собаки. А он, как ребенок кричал.
Смеялся конвой. И мы тоже смеялись над ним.