Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Доклад о практике женского обрезания в Дагестане вызвал бурную реакцию в России

В докладе, опубликованном ранее на этой неделе, приведено множество свидетельств широкого распространения практики женского обрезания в этой республике на юге России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новый доклад о практике женского обрезания в республике Дагестан вызвал бурную реакцию в России, а один представитель мусульманского духовенства даже заявил, что обрезание необходимо делать «всем женщинам», чтобы помешать распространению «разврата». В докладе говорится, что с 1970-х годов процедуре обрезания подверглись десятки тысяч дагестанских женщин и девочек.

Новый доклад о практике женского обрезания в республике Дагестан вызвал бурную реакцию в России, а один представитель мусульманского духовенства даже заявил, что обрезание необходимо делать «всем женщинам».

В новом докладе, опубликованном в понедельник, 15 августа, неправительственным правозащитным фондом «Правовая инициатива», который занимается расследованием нарушений прав человека на российском Кавказе, говорится, что с 1970-х годов процедуре обрезания подверглись десятки тысяч дагестанских женщин и девочек. Этот доклад стал первым докладом, подтверждающим существование практики женского обрезания в стране и содержащим конкретные цифры.

«Женское обрезание больше нельзя считать исключительно „африканской“ проблемой. Это нарушение прав человека, которое коснулось сотен миллионов женщин и девочек на всех континентах», — подчеркнула Мэри Уандиа (Mary Wandia), руководитель программ кампании за права женщин Equality Now, международной правозащитной организации, в своем электронном письме для издания Newsweek. По оценкам ООН, более 200 миллионов женщин и девочек подверглись процедуре обрезания, и представители Equality Now утверждают, что в последние несколько лет стало поступать все больше информации о распространении женского обрезания в Индии, Сингапуре, Колумбии, Йемене и Индонезии.

Ранее в этом году эксперты из «Правовой инициативы» беседовали о проблеме женского обрезания с десятками женщин в возрасте от 19 до 70 лет, проживающих в горных районах на юго-востоке Дагестана, недалеко от российской границы с Грузией и Азербайджаном. Авторы доклада отмечают, что значительная часть общества до сих пор не готова признать существование этой проблемы.

«После публикации этого доклада в России поднялась настоящая буря», — отметила Ванесса Коган (Vanessa Kogan), исполнительный директор «Правовой инициативы» в беседе с Newsweek.

Одной из самый спорных реакций стало высказывание председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева, который поддержал практику женского обрезания и отметил, что она не противоречит исламу. В своем радио-интервью Бердиев сказал, что женское обрезание — «это чисто дагестанский обычай», который необходим для того, чтобы «несколько успокоить женскую прыть». Бердиев выступил на радиостанции «Говорит Москва», которая, по словам Коган, не поверила докладу о женском обрезании, направленном ей ранее.

В среду, 17 августа, Бердиев зашел еще дальше, заявив в интервью агентству «Интерфакс», что обрезанию необходимо подвергнуть «всех женщин», чтобы помешать распространению «разврата». Позже он отказался от своих заявлений, отметив, что в мире существует проблема роста развращенности среди женщин, которую необходимо решать.

«Теперь это отвратительное высказывание о том, что „женское обрезание безвредно и применяется, чтобы укротить женскую прыть“ распространяется в русскоязычном интернете, — сказала Коган. — Люди были шокированы. Они понятия не имели, что такая практика может существовать в современной России».

По словам Коган, ее организация начала изучать проблему женского обрезания в Дагестане после того, как один журналист прочел в религиозной литературе, распространенной в этой республике, статьи в поддержку этой практики. Более 90% населения Дагестана — это мусульмане, последователи школы Шафи суннитского ислама, хотя женское обрезание является скорее культурной, а не религиозной практикой, которой придерживаются самые разные религиозные группировки по всему миру.


«Это однозначно не исламский обычай. Он уходит глубоко в этнические традиции, и он был распространен у отдельных народов еще до их обращения в ислам», — объяснила Коган. Мнения представителей дагестанского мусульманского духовенства по этому вопросу остаются смешанными: некоторые религиозные лидеры открыто выступают в поддержку этой практики, тогда как другие высказываются против него, называя его вредным.

Женское обрезание практиковалось в Дагестане в течение нескольких десятилетий, в том числе в советскую эпоху, но, согласно докладу, широта распространения этой практики зависела от конкретной этнической группы. Есть данные, что авары, одна из наиболее многочисленных этнических групп в Дагестане, практиковали женское обрезание с 1970-х по 1990-е годы, но недавно полностью отказались от этого обычая. По словам Коган, в Дагестане девочек обычно подвергают этой процедуре до трех лет, и чаще всего ее проводят родственницы девочек в домашних условиях с использованием кухонных ножей или ножниц.

«Современная тенденция характеризуется тем, что, в то время как некоторые общины полностью отказались от женского обрезания, другие наоборот начали его практиковать», — добавила Коган. Из 25 женщин, которые дали интервью для этого доклада, все подверглись обрезанию в той или иной форме, а некоторые даже делали его своим малолетним родственницам. Самым распространенным видом обрезания в Дагестане является четвертый тип, который Всемирная организация здравоохранения причисляет к списку «вредных процедур, выполняемых на женских гениталиях с немедицинскими целями», куда также относятся проколы, пирсинг и прижигания.


Хотя обрезание первого типа (частичное или полное удаление клитора) и второго типа (удаление клитора и малых половых губ) тоже проводится в Дагестане, там гораздо чаще на половых губах делается надрез, после чего рану не перевязывают, чтобы образовался шрам.

«Главный аргумент сторонников этой практики — это чистота, гарантия того, что девушка чиста, что она не будет пытаться соблазнять мужчин, — сказала Коган. — На самом деле суть заключается в том, чтобы уничтожить ее сексуальность, чтобы в конечном итоге она была верна своему мужу. Считается, что это сокращает число разводов».

По словам Коган, сейчас почти ничего не известно о женском обрезании в России, в том числе на Северном Кавказе. «Это запрещенная тема. Те, кто, возможно, об этом слышал, не хотят обсуждать эту тему. Другие говорят, что, вероятно, такая практика существует, но ее невозможно упразднить, потому что эти общины изолированы».

Правительственные структуры уже отреагировали на этот доклад. Представители органов надзора сообщили, что они направят этот доклад в прокуратуру, а совет по правам человека при президенте пообещал заняться изучением этого вопроса. В Дагестане местный омбудсмен по правам детей осудила практику женского обрезания.

«Первый шаг — это снять табу с этой темы, чтобы она стала темой для общественного обсуждения, — говорит Коган. — Это была наша первая цель, и мы к ней уже движемся. Но основная часть работы еще впереди: нам нужно попытаться искоренить эту практику».