Открывшаяся в Москве выставка работ крымского художника Айвазовского (Феодосия, 1817-1900) вызвала очередной всплеск напряженности в отношениях между Россией и Украиной. В одном из главных московских музеев — Третьяковской галерее – с 29 июля проходит выставка 10 картин и 28 рисунков знаменитого мариниста, привезенных в столицу из его родной Феодосии.
Выставку в среднем посещают порядка 5 тысяч человек в день, что является свидетельством ее неоспоримого успеха. Украина обвиняла Россию в нарушении международных соглашений, поскольку она вывезла произведения искусства с «оккупированных территорий», под которыми Киев подразумевал Крым.
Киев обратился с жалобой на Москву в Международный совет музеев, а также опротестовал ее действия в Интерполе и Генеральной прокуратуре.
Правительство Порошенко считает, что Россия нарушила Гаагскую конвенцию 1954 года, предусматривающую защиту культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Замминистра культуры Украины Тамара Мазур утверждает, что данный документ запрещает вывозить культурные ценности с оккупированных территорий без разрешения страны, которой они официально принадлежат. И Киев, и ООН не признают законность референдума, по результатам которого в марте 2014 года Крым вошел в состав России, считая, что этот полуостров по-прежнему является территорией Украины.
Москва же настаивает на том, Крым является частью России, ссылаясь при этом на Международное право, в частности, на право народов на самоопределение, за которое и высказалось население Крыма в ходе референдума.
Отношения между двумя странами очень осложнились как из-за Крыма, так и вследствие поддержки Кремлем пророссийски настроенных ополченцев на востоке Украины, провозгласивших там Луганскую и Донецкую народные республики. Киев обвиняет Москву в прямой агрессии, заявляя, что российские военнослужащие участвуют в боях на территории этих областей. Российские представители со своей стороны отвергают эти обвинения.
Вот в такой воинственной атмосфере проходит выставка работ знаменитого мариниста Айвазовского, вызвавшая целую бурю эмоций в Киеве. Украинские власти призывают мировое сообщество «заморозить сотрудничество с российскими учреждениями в культурной сфере».
Опасения
Некоторые искусствоведы заявили о своих опасениях в связи с возможной утратой картин. Такое мнение, в частности, высказал украинский эксперт Алексей Рогодченко. Он считает, что «крупные музеи мира используют любую возможность, чтобы оставить у себя произведения из небольших коллекций. По его прогнозам, в Крым возвратятся лишь 20-25 работ, а остальные останутся в Москве под предлогом участия в будущих выставках.
Руководство Третьяковки категорически отвергает такую возможность. Ее директор Зельфира Трегулова заявила, что все предоставленные произведения вернутся в Феодосию после закрытия выставки, а некоторые вернутся даже в лучшем состоянии, чем прибыли. 14 рисунков, находившихся в катастрофическом состоянии, были отреставрированы, говорит директор галереи. Замдиректора Татьяна Карпова рассказывает о том, что выставка проходит на совершенно законных основаниях. «В соответствии с устоявшейся практикой, у нас есть договоренность с Феодосийской галереей, а местные власти не чинили никаких препятствий». Карпова выразила сожаление, что в связи со сложившейся обстановкой не удалось договориться о передаче других полотен Айвазовского, находящихся в собраниях украинских музеев.
Российский художник-маринист завоевал признание публики своими изображениями кораблекрушений, штормов, сумерек и лунных ночей. Он стал первым зарубежным художником, удостоенным французского ордена Почетного легиона. Он получил золотую медаль в Париже, еще одну в Риме из рук Папы Григория XVI. Впечатленный картинами Айвазовского, английский маринист Д. Тернер посвятил ему восторженный сонет.
Он был очевидцем событий своей эпохи, пережил войны и присутствовал на открытии Суэцкого канала, став первым живописцем, который его нарисовал. Во время Крымской войны (1853-1856) вернулся в осажденный Севастополь и организовал выставку своих картин, на которых были изображены морские сражения. Ужаснувшись геноциду армян в Османской империи (1894-1896), Айвазовский швырнул в море награды турецкого султана и нарисовал картину, посвященную этой трагедии.
Его картины пользовались популярностью в СССР, а после распада страны его творчество назвали коммерческим и прикладным.