«В этом поле есть еще немало тел», — говорит Андрис Лелис (он занимается перекупкой предметов военного обихода) журналисту Bloomberg Томасу Роджерсу. Андрис Лелис (Andris Lelis) работает с группой Legenda, которая ходит по латышским лесам в поисках трупов немецких солдат времен Второй мировой, чтобы затем захоронить их на одном из множества военных кладбищ страны. Один из основателей Legenda Талис Эсмитс (Talis Esmits) находит каждый год порядка 700 останков и передает их властям для перезахоронения.
«В Латвии найти трупы солдат в саду — обычное дело, — рассказывает он. — Когда люди возвращались в дома после войны, они повсюду находили тела солдат и хоронили их».
В конце Второй мировой страна стала театром особенно кровопролитных боев, в частности в Курляндском котле. Советские войска бросили сотни тысяч трупов немецких солдат, но затем группы вроде Legenda начали масштабные розыскные работы, чтобы выкопать тела, установить их личность и достойно перезахоронить их.
Meet the grave diggers reburying every forgotten World War II soldier in Latvia https://t.co/bn1sNxQbAf pic.twitter.com/xTWEDghyfJ
— Bloomberg (@business) 24 août 2016
Эсмитс и его ассоциация не пытаются на этом заработать. Они оставляют себе лишь несколько предметов для пополнения личной коллекции и передают все найденное в Народный союз Германии по уходу за военными захоронениями. Каждый год организация следит за эксгумацией и захоронением почти 30 000 немецких солдат по всему миру. Как отмечает ее официальный представитель Фриц Киршмейер (Fritz Kirchmeier), «все имеют право на достойную могилу».
Грабительский туризм
Однако тела немецких солдат в Латвии привлекают и людей совершенно иного рода. Рынок предметов нацистской эпохи приносит немалые деньги, особенно с развитием интернета. В 2015 году пиджак Германа Геринга оценили в 85 000 фунтов стерлингов, а дневник «ангела смерти» Освенцима доктора Йозефа Менгеле продали почти за 290 000 долларов. Простые предметы вроде касок и блях тоже находят своих покупателей за несколько десятков или даже сотен долларов. Как пишет Bloomberg, за военный жетон в сети можно выручить до 60 долларов, что равняется месячной зарплате учительницы в восточноевропейских странах.
Таким образом, в Латвии получил развитие настоящий грабительский туризм: сюда едут десятки тысяч вооружившихся металлоискателями людей. На форумах и YouTube можно найти множество советов и рекомендаций по выбору места. Не осталось в стороне и телевидение: на британском канале Channel 5 выходит реалити-шоу Battlefield Recovery, в котором известный торговец артефактами Крейг Готлиб (Craig Gottlieb) и трое помощников ведут поиски в Латвии.
Однако группы вроде Legenda симпатии у археологов тоже не вызывают: они ставят их на один уровень с расхитителями могил, которые приехали в Латвию ради денег.
«Место обнаружения может очень многое рассказать: как погибли эти люди, как они жили, как проходило сражение, — отмечает нидерландский профессор археологии Макс ван дер Шрик (Max van der Schriek). — Но когда вы все это разрушаете, мы больше ничего не можем узнать».
На кладбище небольшого латышского города Салдус (15 000 жителей) захоронены почти 30 000 немецких солдат. Именно сюда отправляют все тела, которые находят Талис Элмитс и его группа. «Все они захоронены благодаря мне», — с гордостью рассказывает он.