Агрессивная политика России вынуждает Швецию и Финляндию укреплять сотрудничество в сфере безопасности с США и НАТО в целом, констатирует Forsal.pl (01.09). Чувствуя, что система, которая в последние четверть века обеспечивала Европе стабильность и безопасность, рушится, шведы и финны стали регулярно принимать участие в учениях натовских и американских сил, а их представители — присутствовать на саммитах альянса. Эти страны уже стали его стратегической базой на северо-востоке, поскольку, как полагают в Вашингтоне, они играют важную роль для безопасности как региона Балтийского моря, так и Арктики, где Москва проявляет в последние годы все большую активность.
И хотя, подчеркивает портал, о вступлении Финляндии или Швеции в ряды НАТО речи не идет из-за отсутствия широкой поддержки такой идеи среди их населения и в политических кругах, военное сближение этих государств с Западом уже вызывает крайнее недовольство российской стороны.
Придерживавшаяся политики военного нейтралитета Финляндия начала искать союзников на фоне обострения отношений между Россией и Западом, которое было спровоцировано аннексией Крыма и войной на востоке Украины, развивает тему Wirtualna Polska (01.09). 1340 километров самой длинной в ЕС или даже в Европе, если не принимать во внимание Украину, границы с Россией стали для Хельсинки достаточным аргументом, чтобы начать с тревогой следить за действиями Кремля, тем более что финнов связывает с огромным соседом сложная история, пишет автор публикации, вспоминая о пребывании Финляндии в составе Российской империи и советско-финских войнах.
Вступление Финляндии в НАТО — это в настоящее время вопрос весьма отдаленной перспективы, однако оно уже пугает Москву, которой не нужна очередная «враждебная» граница, на которой придется размещать войска и новые военные объекты, что потребует масштабных инвестиций, подводит итог ресурс.
В последние время процесс приема в НАТО новых членов заметно замедлился, однако эскалация напряженности на востоке после 2014 года показала, что альянс вновь стал привлекательной организацией в глазах многих государств, стремящихся упрочить свою безопасность, отмечает Onet.pl (27.08). Решение о вступлении в ассоциирующийся с Западом союз становится равнозначно выбору одного из лагерей в разворачивающейся геополитической борьбе, каждый из которых иначе представляет себе будущее континента.
Несмотря на существовавший конфликт, в предыдущие годы НАТО пыталось вступить с Москвой в стратегическое партнерство, а Вашингтон — внедрить политику «перезагрузки», однако надежды на нормализацию контактов окончательно похоронила вспыхнувшая на Украине война. Вопрос состоит в том, размышляет портал, готов ли сейчас альянс навлечь на себе риск дальнейшего обострения отношений с Москвой и принять новых членов, похоронив тем самым планы России вернуть себе прежние сферы влияния в Европе.
Отказ польского антимонопольного регулятора согласовать создание совместного предприятия для строительства газопровода «Северный Поток-2» не остановит Москву от попытки претворить этот проект в жизнь, так как на кону стоят в первую очередь даже не экономические, а политические интересы, полагает журналистка телеканала TVP.Info (30.08).
Во-первых, объясняет она, попытка привлечь иностранных партнеров выгодными проектами позволяет оказавшейся в сложной экономической ситуации России сохранять, а порой даже увеличивать свое влияние на европейских рынках, при этом компании, которые собирались принимать участие в проекте, до сих пор проявляют к нему заинтересованность, стремясь лишь избежать проблем с законодательством ЕС.
Даже если строительство газопровода затянется или окончательно сорвется, отмечает автор материала, Москва никогда не признается, что его заблокировала Польша или Европейский союз: Кремль всегда нервно реагировал на давление Запада, и поддаться для него означает проявить слабость.
Несостоявшиеся акционеры «Северного потока-2» заверяют, что не утратили желания участвовать в проекте и ищут альтернативные варианты своего участия в предприятии, а Москва в свою очередь постарается укрепить их решимость собственными шагами, пишут эксперты варшавского Центра восточных исследований Шимон Кардась (Szymon Kardaś) и Рафал Байчук (Rafał Bajczuk) в статье на портале Forsal.pl (30.08). Россия может в очередной раз прибегнуть к дискредитации Украины как транзитного государства, чтобы склонить европейские компании активнее искать пути преодоления правовых препятствий, которые мешают реализации нового российского проекта, предполагают аналитики.
Одновременно, предсказывают они, «Газпром» усилит давление на своих западноевропейских партнеров при помощи «возрожденного на политическом уровне» проекта «Турецкий поток», направив им сигналы, что из-за юридических проблем с «Северным потоком» он в первую очередь сосредоточит свое внимание на российско-турецком предприятии.
В восточных районах Польши у границы с Литвой воцарился страх: с одной стороны — вооруженная до зубов Калининградская область, с другой — непредсказуемая Белоруссия, выступающая одним из ближайших союзников Путина, рассказывает в своем комментарии публицист портала Fronda.pl (25.08). В этом регионе, согласно решениям варшавского саммита НАТО, будет размещен один из четырех батальонов альянса под руководством американцев, однако местные жители опасаются, что в случае вспышки реального военного конфликта союзники оставят поляков на произвол судьбы.
Эти опасения понятны журналисту тем более, что Польша, по его мнению, избрала странный политический курс в отношении России: «Мы ведем себя, как большая держава, провоцируем, разрываем экономические договоры и тому подобное. И это может плохо для нас кончиться. Невозможно изображать из себя сильных и делать вид, будто России не существует. Она есть и будет. И не стоит питать иллюзий: она всегда останется более сильной страной, чем Польша. С этим нужно научиться жить».
Запад может в любой момент отвернуться от Польши, тогда ее ждет перспектива вновь попасть под российскую опеку и утратить право голоса в европейских делах, предупреждает философ и историк Марчин Круль (Marcin Król) в Dziennik Gazeta Prawna (30.08). НАТО не считает Москву своим главным врагом, ведь ее истинные враги находятся на Ближнем Востоке, в других цивилизациях, «а если так, никто не будет волноваться по поводу проблемной в плане демократии Польши, как это было во времена советского доминирования».
В свою очередь, Россия не собирается завоевывать Ниццу: она ждет, когда дезинтеграция Европы дойдет до такого этапа, что ее Восток вновь «станет более российским, чем западным», а «Запад ограничится Гейдельбергом, Парижем, Оксфордом и Миланом», ведь ей, как убежден эксперт, достаточно влияний в Будапеште, Софии и Варшаве.
Польша заинтересована в сохранении своей сильной позиции в ЕС не по экономическим, а по политическим и ментальным причинам, подчеркивает он: «России не придется прикладывать особых усилий, чтобы мы оказались в сфере ее мягкого влияния. Достаточно подождать, пока Европа вернется на Запад, а мы останемся там, где мы есть».