Дни неизвестности по поводу судьбы 78-летнего авторитарного лидера, правившего Узбекистаном на протяжении более четверти века, закончились: Ислам Каримов скончался. Власти Узбекистана подтвердили 2 сентября факт его смерти в результате перенесенного в конце августа инсульта.
Новость о смерти президента не стала особой неожиданностью, но после ее оглашения Узбекистан официально вступил в особый период — период борьбы за власть между группировками правящей элиты. Но одно ясно — эра Каримова в Узбекистане закончилась.
Каримов родился в Самарканде в 1938 году, на пике сталинских репрессий. О его детстве известно мало. Согласно большинству сообщений, он вырос в советском детском доме. Были даже утверждения, что мать прижила его, пока ее муж был в тюрьме, а когда того отпустили, сдала ребенка в приют.
Подъем Каримова по карьерной лестнице можно назвать типичным для амбициозного молодого советского человека того периода.
Восхождению Каримова по партийной лестнице способствовали два могущественных покровителя — Шараф Рашидов, с 1959 года являвшийся коммунистическим боссом Узбекской ССР, и Исмаил Джурабеков, политический крестный отец самаркандского политического клана.
Каримов дослужился до замглавы Госплана УзССР, а затем в 1983 был переведен в кабинет министров республики в качестве министра финансов. К этому времени он успел получить экономическое образование.
Разразившийся в 1983 году коррупционный скандал оказал значительное влияние на взлет Каримова к властному олимпу. В результате скандала Рашидов (по официальной версии) покончил с собой, а чиновники из Москвы провели чистку в рядах узбекского госаппарата. Каримов успешно пережил чистку и в 1986 году стал заместителем председателя совета министров УзССР, совмещая эту работу с должностью главы Госплана.
Позиции Каримова значительно усилились в 1989 году, когда советский лидер Михаил Горбачев назначил его первым секретарем Компартии Узбекистана, т.е. главой республики.
Каримов не ожидал развала СССР двумя годами позже, и не был ему рад. В августе 1991 года он неофициально поддержал путч, организованный в Москве сторонниками возвращения к советским ценностям.
После развала СССР Каримов оказался у руля государства, плохо подготовленного к независимости и столкнувшегося с беспорядками в потенциально взрывоопасной Ферганской долине, где исламистские радикалы почувствовали возможность добиться своих целей. Каримов тогда лично отправился в Наманган, чтобы встретиться лицом к лицу с двумя исламистскими лидерами — Тахиром Юлдашем и Джумой Намангани, которые устроили ему нагоняй в присутствии толпы своих сторонников. Каримов не забыл унижения, и до конца жизни безжалостно и беспрестанно мстил обидчикам.
Каримов удерживался на вершине власти в Узбекистане на протяжении последующей четверти века, умело маневрируя между враждующими кланами, подтасовывая выборы, используя мощную пропагандистскую машину и безжалостно подавляя инакомыслие.
Заслуживающие доверия международные наблюдатели не признали ни одни из проведенных при Каримове выборов честными и справедливыми. Сам узбекский лидер столкнулся с реальным конкурентом на выборах всего раз в жизни.
В состоявшейся в 1991 году президентской гонке ему бросил вызов превратившийся в политика поэт Мухаммад Солих. Каримов вышел из борьбы победителем. Солиха позже арестовали, и ему пришлось покинуть страну.
На трех проведенных с тех пор выборах Каримов побеждал с 90% голосов (в последний раз в прошлом году). Он также продлевал себе президентские сроки через референдумы и конституционные махинации.
Каримов любил говорить, что оставит после себя демократию, стабильность и процветание, в основе которых будет лежать «узбекская модель» развития. Если вкратце, моделью подразумевалось обеспечение самодостаточности и развитие «узбекских ценностей». Последний элемент дал ряд странных побочных эффектов, вроде запрета «западных ценностей» в виде Дня Святого Валентина, Деда Мороза и рэпа.
Изоляционизм Каримова распространялся и на внешнюю политику: крупные державы обхаживали узбекского лидера, пытаясь получить геополитические преимущества или газовые контракты, но он ни с кем не сближался, опасаясь как постколониальных замыслов России, так и продвигаемой Западом демократизации.
Каримов, может, и любил похвастаться, что оставит после себя цветущий сад, но в реальности его преемнику достанется авторитарное государство с разваленной экономикой, процветающим черным рынком и обедневшим населением, зависящим от сокращающихся денежных переводов от работающих за рубежом трудовых мигрантов.
Эра Каримова, скорее всего, запомнится двумя эпизодами: расстрелом демонстрантов в Андижане в 2005 году, необходимость которого узбекский лидер объяснял исламским мятежом (многие очевидцы и правозащитники не согласны с такой постановкой вопроса), а также разразившейся в лучших шекспировских традициях ссорой в президентской семье из-за старшей дочери Гульнары.
Политик, бизнесвумен, поп-дива и дизайнер элитной одежды Гульнара Каримова некогда была законодательницей мод в Ташкенте. В одной из опубликованных Wikileaks депеш посольства США ее назвали «бароном-разбойником» (за привычку отбирать у людей понравившиеся ей предприятия) и «самым ненавидимым человеком в стране». Ее также считали потенциальной преемницей отца, но в 2014 года из-за масштабных международных расследований дел об отмывании денег и взяточничестве, фигурантом которых она оказалась, Гульнару посадили в Ташкенте под домашний арест, под которым она, как считается, до сих пор и находится.
Многие в Узбекистане отмечали долготерпение Каримова по отношению к дочери на фоне нетерпимости к остальным, решившимся выйти за рамки дозволенного.
По данным международной правозащитной организации «Хьюман Райтс Вотч», в узбекских тюрьмах, известных широким применением пыток, томятся около 10 тыс человек, считающихся врагами режима – политических и религиозных диссидентов, журналистов, свидетелей андижанского расстрела и пр. Примером бытующих там нравов являются два случая, когда заключенных сварили заживо в кипящей воде. Еще одним примером стало дело оппозиционного активиста Санджара Умарова, которого душили до тех пор, пока не повредили ему необратимым образом голосовые связки.
Еще одной проблемой в республике является использование принудительного труда на хлопковых полях.
Каримов объяснял ужасный послужной список своего режима в сфере прав человека необходимостью бороться с религиозным экстремизмом. В частности, волны репрессий последовали после терактов в Ташкенте в 1999 году (которые, как считают некоторые, были организованы самим режимом) и подавленных протестов в Андижане.
В 1990-х годах Узбекистан действительно столкнулся с угрозой со стороны исламского экстремизма, особенно в Ферганской долине, но критики утверждают, что организованные каримовским режимом гонения на набожных мусульман не сдерживают радикализм, а наоборот раздувают его.
По сообщениям, тело Каримова предадут земле в родном Самарканде в рамках намеченной на 3 сентября пышной церемонии.