По мнению журналистов Hürriyet (30.08) и Cumhuriyet (30.08), начатая Турцией операция «Щит Евфрата» стала возможной благодаря договоренности, достигнутой Турцией напрямую с Россией и Ираном, а через них — косвенно с дамасским режимом. Согласно этой договоренности, Анкара постепенно прекратит поддерживать силы оппозиции, воюющие против сирийского правительства в Алеппо и его пригородах. Главная цель операции — курдская Партия «Демократический союз» (PYD).
Как полагает эксперт по Ближнему Востоку, побеседовавший с Birgün (31.08), происходящие в последнее время события подталкивают Турцию к России и Ирану. И операция Турции в Джераблусе может способствовать еще большему укреплению отношений Турции с Ираном и Россией.
По мнению колумниста Vatan (30.08), начало Анкарой трансграничной операции в Сирии в столь чувствительный период могло не понравиться Москве, раз Владимир Путин отменил свой визит в Анталью по случаю товарищеского матча национальных футбольных сборных России и Турции. Газета Ülke (29.08) в этой связи напоминает, что ранее в турецких СМИ прошла информация, согласно которой Владимир Путин принял приглашение турецкого президента, предложившего российскому лидеру вместе посетить игру сборных.
Москва не доверяет Анкаре, — замечает колумнист Cumhuriyet (31.08), приводя в доказательство «холодное» заявление, которым ограничился Кремль по итогам телефонных переговоров Эрдогана и Путина 26 августа с акцентом на том, что «стороны договорились продолжать диалог», а также «перенос визит начальника Генштаба Герасимова», который, «по словам русских», в скором времени не планируется.
«Британская газета Independent, использовавшая кадры с изображением атаки, осуществленной российскими военными самолетами в районе Маади (Алеппо) с применением бочковых бомб, сообщила, что Турция убила 40 мирных жителей, приписав массовые убийства, совершенные Россией, Турции», — негодует Haksöz Haber (29.08). Как сообщает издание, в ходе атаки российской авиации с применением бочковых бомб погибло 22 человека, 30 — были ранены; с сентября 2015 года по вине России в Сирии погибло почти три тысячи мирных жителей.
Ряд изданий сообщают, что одна из сирийских оппозиционных групп сбила российский вертолет в сирийском городе Хама, и отмечают: Россия, которая по призыву Ирана включилась в войну в Сирии с 30 сентября 2015 года, продолжает бомбить гражданские объекты, больницы, мечети и каждый день лишать жизни десятки человек (Vatan, 02.09; Yeni Akit, 03.09; Milliyet, 03.09).
В статье Yeni Akit (2.09) сообщается о совершенной российскими военными самолетами атаке на населенные пункты на севере Идлиба с применением фосфорных бомб, в результате которой пострадало 10 человек, в том числе дети. Отмечается, что с сентября прошлого года российская авиация бомбит районы проживания мирного населения, находящиеся под контролем антиправительственных сил в Идлибе, Алеппо, Хаме.
«Свое вмешательство в Сирии Россия, как и США, пыталась оправдать борьбой с ИГИЛ, — пишет колумнист Türkiye (31.08). — Но не нужно забывать, что Москва, которая благодаря построенным в советское время союзническим связям с Сирией обрела важную стратегическую базу в восточном Средиземноморье, пожелала сохранить это положение. Россия начала военные операции в Сирии, чтобы удержать на ногах дамасское правительство, быстро терявшее свои позиции перед сирийским оппозиционным блоком, и легитимизировала эти операции борьбой с ИГИЛ».
Как сообщает Sözcü (31.08), в результате воздушных атак России в Сирии был убит один из важнейших командиров ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ – прим. ред.) Абу Мухаммад аль-Аднани (Abu Muhammad al-Adnani), второе лицо в иерархии организации после Абу Бакра аль-Багдади (Abu Bakr al-Baghdadi). «Сначала было неясно, произошло ли это в результате наземной операции или атаки с воздуха, — отмечает издание, — но после заявления минобороны России путаница разрешилась. Было отмечено, что российские Су-34 уничтожили около 40 членов ИГИЛ, включая Аль-Аднани».
Вопрос о том, чья атака привела к гибели полевого командира ИГИЛ аль-Аднани близ Алеппо, стал предметом спора между Россией и США, пишет Yeni Akit (1.09). Вслед за сообщением российского минобороны пришли заявления с американского фронта. Так, представитель Пентагона в беседе с Reuters отметил, что информация об убийстве аль-Аднани в результате российской воздушной атаки не соответствует действительности.
Со ссылкой на неназванный приближенный к Кремлю источник автор Sözcü (31.08) сообщает, что на встрече с президентом Эрдоганом 9 августа в Санкт-Петербурге Владимир Путин предложил турецкому лидеру семь условий: 1) примите Асада, без которого решение сирийской проблемы невозможно; 2) умерьте пыл в Нагорном Карабахе; 3) оставьте Крым и Кавказ, где вы под предлогом исторических связей поддерживаете направленные против нас действия; 4) оставьте Киргизию, Туркмению, Казахстан и Узбекистан, где ваши агенты ведут разведывательную работу и пытаются мобилизовать народы региона против России; 5) предпринимая свои шаги в Сирии, учитывайте, что PYD для нас тоже важна; 6) закройте границу и прекратите потворствовать террористическим организациям; 7) подбирайте выражения; антироссийские высказывания некоторых ваших министров и чиновников, особенно после уничтожения российского самолета, вызывают серьезное беспокойство в России.
«Судя по тому, что было сказано о Крыме, Кавказе, тюркоязычных республиках, Турция, брызгая слюной в сторону России в вопросе PYD, Рабочей партии Курдистана (РПК), сама предпринимает действия, призванные осложнить внутренние дела России», — подытоживает автор.
В большинстве комментариев, связанных с возобновлением чартерных рейсов из России в Турцию, отмечалось, что это позитивное событие, которое повлияет на туристический поток в 2017 году, однако в краткосрочной перспективе достичь прежних показателей на туристическом рынке едва ли возможно (Milliyet, 30.08).
С уничтожением российского военного самолета в ноябре 2015 года турецко-российские отношения оказались на грани разрыва, а число приезжих в Турцию из России стало практически равно нулю. «Когда мы на митингах заставляли наших граждан аплодировать тому, что мы сбили военный самолет, очевидно, что цену за это мы заставили заплатить всю Турцию и больше всего Анталью», — делает вывод журналист.
Anadolu Ajansı (30.08), анонсируя визит делегации «Газпрома» во главе с Алексеем Миллером в Турцию с целью обсудить проект «Турецкий поток», отмечает, что, помимо этого проекта, на переговорах в Стамбуле ожидается обсуждение вопроса о скидке на природный газ, который Турция импортирует из России.
По итогам переговоров с делегацией «Газпрома» в Стамбуле Güneş (31.08) сообщает, что стороны условились о скорейшем предоставлении всех разрешений, необходимых для начала реализации проекта «Турецкий поток», договорились продолжать переговоры об условиях поставок российского природного газа в Турцию и обсудили основные вопросы регионального энергетического сотрудничества.
По завершении товарищеского матча сборных России и Турции по футболу 31 августа в Анталье со счетом 0:0 издания пришли к выводу: «Турция и Россия играли на равных» (Vahdet, 31.08); «Победила дружба» (Karar, 31.08).
«Болельщики двух стран сидели вперемешку, это было важным сигналом в пользу дружбы, — пишет автор Habertürk (1.09). — Национальная сборная России, которая приехала в нашу страну впервые за последние 18 лет, как и мы, не смогла осуществить задуманное на Чемпионате Европы. Встреча в Анталье стала важным этапом подготовки для обеих команд. Мы наблюдали матч, в котором русские были впереди по части жестких, основанных на прессинге, двусторонних единоборств».
«Вслед за позитивными шагами, которые были сделаны на политической сцене с целью прекращения напряженности в отношениях России и Турции, между представителями СМИ двух стран тоже были построены мосты дружбы», — отмечает Vatan (1.09), сообщая об открытии Турецко-российского медиафорума 31 августа в Анталье, где 65 российских журналистов встретились со своими турецкими коллегами.
Также отмечается, что принявшие в работе медиафорума турецкие министры, отвечая на вопросы российских журналистов, пытались развеять их тревоги. В частности, министр культуры рассказал о работе по созданию турецко-российского университета в Анталье, который будет готовить специалистов в сфере туризма. Министр экономики прокомментировал решение России и Турции создать совместный инвестиционный фонд, средства которого могут использоваться и при восстановлении Ирака и Сирии.
Yeni Akit (31.08), обращая внимание на заявление министра экономики о том, что Россия и Турция прорабатывают варианты использования в торговле национальных валют, заключает: это решение «выведет из себя» США.
Согласно Birgün (3.09), член Республиканской народной партии Умут Оран (Umut Oran) «подвел баланс 280 дней кризиса в отношениях Турции и России». Отмечается, что особенно серьезные потери наблюдаются в области внешней торговли. Так, объем внешней торговли России и Турции, который с января по июнь 2015 года составлял около 13 миллиардов долларов, за аналогичный период в этом году упал на 34,5%, до 8,5 миллиарда. Из них 737,2 миллиона долларов составляет экспорт Турции в Россию и 7,8 миллиарда долларов — импорт из этой страны, преимущественно топливно-энергетической продукции. В числе других последствий кризиса называется резкое сокращение доли турецких строительных компаний на российском рынке, крах туризма, негативное влияние кризиса в российско-турецких отношениях на экономику Турции в целом.
Если учесть, что отношения с Россией вновь становятся на рельсы, пусть и не сразу, но к концу года и в дальнейшем можно ожидать рост объемов турецкого экспорта, полагает колумнист Akşam (4.09).
В преддверии саммита G20 обозреватель Cumhuriyet (31.08) приходит к выводу: «Очевидно, саммит в Китае, где Эрдоган встретится и с Путиным, и с Обамой, превратится в баталии за „сирийским карточным столом“, за которым у России будет самая сильная рука».
По мнению колумниста Hürriyet (1.09), Сирия и военная операция Турции в Джераблусе станут важнейшим пунктом повестки дня встречи лидеров в Китае. Автор отмечает, что за неделю, прошедшую с момента начала операции «Щит Евфрата» в целом позитивный тон Москвы и Вашингтона сменился выражающими беспокойство заявлениями. Это, по мнению журналиста, еще больше повышает значение предстоящих переговоров.
Обозреватель Türkiye (2.09) подчеркивает высокое значение личной встречи Эрдогана и Путина на полях саммита «группы двадцати» в Китае. Ожидается, что на этих переговорах будут обсуждаться шаги, необходимые для полного урегулирования проблемных вопросов в отношениях России и Турции и выведения двусторонних отношений на более высокий уровень. По мнению автора, стороны могут выступить с новыми инициативами — от создания совместного инвестиционного фонда до использования национальных валют в торговле. С другой стороны, Россия, Иран и Турция вместе работают над решением сирийского кризиса, поэтому на переговорах Эрдогана и Путина будет также обсуждаться вопрос о борьбе с ИГИЛ, территориальная целостность Сирии и оказание гуманитарной помощи в регионе.
Milliyet (4.09) и Cumhuriyet (4.09) отмечают, что при коллективном фотографировании глав государств и правительств, приглашенных на саммит G20 в Китае, президент Эрдоган встал рядом с президентом Путиным, а «за искренней беседой российского и турецкого лидеров во время фотографирования внимательно наблюдал президент США Барак Обама».
Star (3.09) по итогам встречи Владимира Путина с Реджепом Эрдоганом на полях саммита G20 сообщает, что переговоры продолжались около двух часов. В составе турецкой делегации были вице-премьер Турции Мехмет Шимшек (Mehmet Şimşek), министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu), министр экономики Нихат Зейбекчи, министр энергетики и природных ресурсов Берат Албайрак (Berat Albayrak), а также глава Национальной разведывательной организации (MİT) Турции Хакан Фидан (Hakan Fidan).
«После того, как Эрдоган представил турецкую делегацию, Путин, имеющий кэгэбэшное прошлое, сыронизировал: “Если глава разведслужбы есть, тогда нам не о чем говорить, он вам уже, наверное, все доложил”», — пишет Yeni Şafak (4.09), отмечая, что шутка президента Владимира Путина рассмешила участников встречи. Подчеркивается, что глава MİT Фидан также присутствовал на переговорах Путина и Эрдогана, состоявшихся 9 августа в Санкт-Петербурге.
Шутка Путина в отношении главы MİT, по мнению обозревателя Star (4.09), должна была «несколько разрядить обстановку и показать США, что проблемы в отношениях России и Турции уходят». «Путин, подшутив над Эрдоганом, который утверждал, что узнал о попытке госпереворота 15 июля в Турции от зятя, возможно, хотел сказать общественному мнению: „О перевороте сообщили мы“», — предполагает автор Odatv.com (4.09). В турецко-российских отношениях, ставших напряженными после самолетного кризиса, наступает весенняя пора, подытоживает Türkiye (4.09).
Как замечает журналист Milliyet (4.09), переговоры российского и турецкого лидеров, вторые за месяц, представляют огромное значение для процесса нормализации двусторонних отношений. «Главная повестка дня встречи — Сирия и борьба с терроризмом. Президент Эрдоган проинформировал поддерживающего сирийский режим Путина об операции „Щит Евфрата“, начатой в районе Джераблуса против террористических угроз», — добавляет автор.
После кончины Ислама Каримова, который в течение 27 лет бессменно правил Узбекистаном, США и Россия начали борьбу за власть в самой стратегически важной стране Средней Азии, приходит к выводу Star (3.09). Отмечается, что и Россия, и США хотят, чтобы в новом узбекском правительстве были приближенные к ним люди. Ожидается, что за президентское кресло в стране поборются премьер-министр Шавкат Мирзиёев, который «состоит в родственных отношениях с семьей российского олигарха Алишера Усманова», и первый заместитель премьер-министра Рустам Азимов, которого, как предполагается, будут поддерживать западные и международные финансовые организации.
По мнению авторов Yeni Şafak (3.09; 4.09), борьба за президентское кресло в Узбекистане развернется между кандидатами, симпатизирующими России, Китаю и Западу, поскольку Узбекистан находится прямо «посередине» между этими силами. Отмечается, что Россия с давних пор является самым эффективным элементом давления на политику Узбекистана, при этом Китай — экономическая сила, которая отчасти сдерживает этот российский фактор. В то же время США и Запад за последние десять лет в целом утратили свое влияние на Узбекистан.
Узбекистан, будучи членом ШОС, несмотря на некоторую отдаленность от евразийских инициатив сотрудничества, полностью не отказывался от них, заключает обозреватель Yeni Çağ (3.09). Подчеркивается, что особенно после 11 сентября 2001 года Узбекистан пытался проводить сбалансированную политику между США, Россией и Китаем; в рамках этой политики Узбекистан, например, в свое время закрыл американскую военную базу.