На немецких рубежах, 8-е сентября
Немецкие представители говорят, что Ленинград пока еще не испытал на себе всю силу немецкого наступления. Они объяснили, что, по их мнению, имеется в виду, когда говорится о полном окружении — это означает, что немцы перерезали все коммуникации с внешним миром. Таким образом, судьба Ленинграда предрешена, «независимо от того, как долго будет продолжаться сопротивление». В военных кругах признают, что сопротивление советской пехоты и артиллерии является впечатляющим.
Нейтральные военные эксперты едины во мнении относительно того, что не следует ожидать быстрого падения Ленинграда. Немецкая тактика, основанная на использовании тяжелой артиллерии против этого города, не предполагает проведения молниеносного наступления, а скорее, рассматриваются методы осады. Бои не прекращаются, они ведутся с беспрецедентной жестокостью, и потери с обеих сторон огромны — прежде всего, в самолетах и танках.
Нежелание Вильгельмштрассе (правительства Германии — прим. перев.) предоставить более подробный комментарий воспринимается почти как молчаливое признание правильности утверждений Ворошилова о том, что первая немецкая танковая колонна, достигшая пригородов Ленинграда значительно раньше основных сил, была уничтожена.
С финской стороны
Стокгольм, 8-е сентября
Одной из наиболее важных характеристик проводимой в настоящее время операции против Ленинграда являются действия финнов, позиции которых с июля находятся сразу за установленной в 1939 году границей к северо-востоку от Ладожского озера, где они захватили ранее оставленные территории и начали продвижение по двум направлениям на территорию русской Карелии — острие одного клина было направлено в сторону Петрозаводска и южной части Мурманской железной дороги, а другого — на юго-восток, в сторону Олонца и реки Свирь, через которую проходит Беломорско-Балтийский канал, связывающий Ладожское озеро с Онежским озером.
Оба эти наступления были сразу же остановлены мощными русскими силами, однако в прошлый четверг, после шести или семи недель подготовки, наступление было возобновлено. Пока неизвестно, насколько далеко смогла продвинуться в сторону Петрозаводска верхняя часть клина, но, по информации из Хельсинки, наступление на юго-восток неожиданно оказалось несложным, и в субботу был захвачен Олонец, а в воскресенье наступающие части подошли к Свирю, преодолев, таким образом, 80 километров за три дня. Количество солдат, участвующих в этом наступлении, не указывается, и ничего не говорится о том, идет ли речь только о финских частях.
Легкость наступления здесь подтверждает информацию о том, что Ворошилов концентрирует свои основные усилия против немецкого наступления на Ленинград с юга, однако скоро наступит такой момент, когда наступление финнов будет сдерживаться по обе стороны Ладожского озера. Бомбардировка со стороны моря
Советские боевые корабли иногда вмешиваются в боевые действия к востоку от Ленинграда и обстреливают из своих орудий немецкий левый фланг. Пока нет возможности установить точно, где этот фланг доходит до Финского залива, поскольку отсутствуют названия в русских и немецких официальных данных.
В одном немецком сообщении говорится о критических днях на реке Луге, когда русские бросали одну за одной дивизии против немецкого плацдарма, но, в конечном итоге, немецкие бронетанковые части смогли вновь начать продвигаться вперед. Они идут медленно, преодолевая сопротивление, и часто бронетанковые части могут продолжить наступление только после того, как саперы и пехота расчистят для них путь.
Наиболее надежная информация показывает, что падение Ленинграда, по крайней мере, не стоит ожидать в ближайшее время. Военно-воздушные силы будут решающим фактором. Несмотря на огромные потери, немецкие бомбардировки продолжают оставаться весьма значительными, и пока слишком рано говорить о том, какая из сторон сможет дольше выдержать существующее напряжение.
Сообщения о том, что британские летчики и самолеты принимают участие в боях в том регионе, пока не были ни подтверждены, ни опровергнуты, но многие люди здесь склонны верить в то, что подобная информация относится больше к попыткам выдать желаемое за действительное, а не к фактам.