Москва бурно приветствовала попытку проноса российского флага белорусским спортивным чиновником на открытии Паралимпиады в Рио-де-Жанейро 7 сентября. В то же время национально ориентированные белорусы в соцсетях взорвались негодованием: «прогиб перед Москвой» и т.п.
Еще больше политизировало этот скандальный сюжет известие, что Александр Лукашенко одобрил пророссийский жест в Рио.
Задеты чувства националистов
Тех, кого белорусский руководитель прежде не раз презрительно именовал «свядомыми», инцидент с флагом особенно задел потому, что по их неофициальному календарю 8 сентября — День белорусской воинской славы (годовщина победы войск Великого княжества Литовского над втрое большим московским войском под Оршей в 1514 году).
Причем дата рассматривается этой частью белорусского общества отнюдь не только в исторической плоскости. «Молодой фронт» (зарегистрирован в Чехии) решил в этот день провести у российского посольства в Минске акцию «Получили под Оршей — получите и под Веткой».
Ветка — райцентр в Гомельской области, недалеко от границы с Россией. По другую сторону, буквально в сотне километров — Клинцы, куда недавно перебросили с Урала мотострелковую бригаду, что, по мнению оппозиции (да и некоторых близких к властям аналитиков) может быть угрозой и для Белоруссии.
Кремлю понравилось
«Наш спортсмен поступил серьезно, по-товарищески, по-мужски, если за такие поступки надо отвечать — будем отвечать», — с пафосом заявил по горячим следам инцидента в Рио пресс-секретарь МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик. Отметим легкую подмену понятий: флаг нес функционер (правда, позднее появились сведения, что по первоначальному замыслу триколор соседней страны должны были вывезти на стадион инвалиды-колясочники, но им не дали).
Сам же задиристый пафос, не характерный для стиля дипломатического ведомства, стал вскоре понятен. Пресс-секретарь президента Наталья Эйсмонт заявила радиостанции «Говорит Москва», что нашумевший поступок белорусской делегации одобрил не кто иной, как Лукашенко. И это, мол, знак солидарности с отстраненными от состязаний российскими паралимпийцами, при том что не было предъявлено ни одного факта, доказывающего применение ими допинга.
Отметим, что знаки солидарности могли быть другими — например, в виде заявлений спортивных структур. Но здесь представитель делегации независимой страны на пронизанной символизмом церемонии демонстративно поднял флаг другой страны (от которой, скажем прямо, Беларусь де-факто сильно зависит). И это уже задевает чувствительные вопросы внешней и внутренней политики, национального самосознания.
Между тем Москва выразила восхищение жестом через говорящие головы высокого ранга, включая Дмитрия Пескова, пресс-секретаря российского президента.
«Может, нам даже дадут скидку на газ», — язвительно прокомментировал историю с российским флагом в Рио шеф-редактор «Нашай Нівы» Андрей Дынько.
Теперь дадут скидку на газ?
Ирония иронией, а чем действительно можно объяснить жест… нет, не малоизвестного чиновника Андрея Фомочкина, а выказавшего свою позицию по этому поводу Лукашенко. Мог бы ведь, наверное, и просто промолчать, как молчит уже который месяц по поводу жестокого спора своих подчиненных с Москвой за цену того же чертова газа (при том что Москва для острастки уже и поставки нефти урезала).
Нет, не мог, считает руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников. «Если это было импровизацией, то у Лукашенко не было другого выхода, как ее поддержать. Любая другая реакция или ее отсутствие были бы восприняты в Москве плохо», — заявил эксперт в комментарии для Naviny.by.
Белорусские власти, отмечает аналитик, привыкли «выбивать преференции, ссылаясь на моральные, идеологические аспекты» взаимоотношений с Россией (типа «в одних окопах гнили»). Вот и теперь этим жестом Минск, не исключено, рассчитывает получить нечто материальное «в обмен на поцелуи», иронизирует Поротников.
Эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич в комментарии для Naviny.by также отметил, что в истории с флагом можно усмотреть «определенный прогиб в сторону России с целью получить дивиденды».
К тому же здесь могли сказаться и обиды Минска на жесткие антидопинговые меры со стороны соответствующих международных структур, что бьет и по белорусскому спорту, добавил политолог.
Конец мягкой белорусизации?
Пикантности этому пророссийскому жесту Минска придает то обстоятельство, что в последнее время белорусские власти стали, по определению ряда аналитиков, проводить (как часто подчеркивается — «после Крыма») политику мягкой белорусизации.
На улицах стало больше патриотических билбордов на белорусском языке. 2 июля у столичного Дворца спорта под эгидой властей прошел «Дзень вышыванкі», его планируется сделать ежегодным. Национальный орнамент сделали также броским элементом официального шоу 3 июля, в День независимости. На днях белорусская футбольная сборная вышла на матч с французами в новой форме с тем же орнаментом на груди, национальной символикой пестрел весь стадион, а милиция, кажется, впервые не третировала болельщиков за бело-красно-белый исторический флаг.
Карбалевич говорит о фактической реабилитации этого флага, подчеркивая, что он стал уже привычным атрибутом и на предвыборных пикетах оппозиции.
Продолжат ли власти этот курс? Или нынешний реверанс перед Москвой (пусть и в паралимпийском антураже, но явно политический) — это симптом того, что Минск решил свернуть рискованную «вышиванизацию» (термин российских разоблачителей «батькиной измены»)?
Поротников не считает, что власти стимулируют белорусизацию, скорее — «перестали душить и позволяют процессам развиваться в естественном ключе, что тоже неплохо». Дальнейшее будет зависеть от чисто прагматических соображений Лукашенко. «Если он решит, что такая политика способствует сохранению его власти, то будет ее проводить», — резюмировал руководитель проекта Belarus Security Blog.
Мягкая белорусизация продолжится, но в ее проведении Лукашенко будет очень осторожен, прогнозирует, со своей стороны, Карбалевич.
У этой осторожности, полагает эксперт, несколько причин. Во-первых, не хочется портить отношения с Россией. Во-вторых, не хочется давать козыри оппозиции. В-третьих, национализм мобилизует общество, и «Лукашенко этого боится, так как его система держится на апатии, пассивности населения», подытожил собеседник Naviny.by.
Власти между молотом и наковальней
Пока писались эти строки, стало известно, что силовики фактически сорвали акцию, которую планировал провести возле посольства России в Белоруссии «Молодой фронт». Что и требовалось доказать.
Белорусские власти в национальном вопросе оказались между молотом и наковальней. С одной стороны, побаиваются агрессивных действий Кремля (под гибридную войну заточена недавно принятая военная доктрина Беларуси) и потому дают отмашку на стыдливую, в основном декоративную белорусизацию. С другой стороны — нервно реагируют на неконтролируемые проявления национального самосознания.
В созданной Лукашенко авторитарной и жестко зависимой от Москвы системе так будет и впредь.