Президент Украины Петр Порошенко во время ежегодного послания к парламенту озвучил вопрос «жизни и смерти» для Украины. «В условиях, когда агрессия России против Украины все еще продолжается, а военная угроза с востока является самым сложным стратегическим вызовом, вопрос национального единства и политической консолидации — это вопрос жизни и смерти для нашей страны. Это, собственно, главное, что я хотел бы сказать», — цитирует Порошенко сайт главы государства (06.09).
По мнению украинского президента, кроме военного вмешательства, Россия осуществляет «и экономическую агрессию… В начале десятилетия почти треть украинского экспорта шла на российский рынок. Атака Кремля началась еще до Майдана. Были ограничения, которые привели к падению в 2013 году украинского экспорта в РФ на 15%. В 2015 году экспорт в РФ сократился наполовину. Это еще не дно, снижение продолжается и сейчас, минус 34% за первое полугодие. Доля России в украинском экспорте составляет теперь лишь 9% с последующей тенденцией к падению… Наверное, они (Россия — прим. ред.) думали, что поставят Украину на колени, резко вырастет безработица, обнищание. Но так не случилось и не случится… Но мы должны понимать, что агрессивное закрытие российского рынка стало для Украины экономическим шоком, и оно обошлось нам, по некоторым подсчетам, минимум в 15 миллиардов долларов. Мы потеряли десятки, если не сотни тысяч рабочих мест. И эта экономическая агрессия — одна из главных причин стремительного падения уровня жизни».
Рассуждая о причинах «антиукраинской политики» Кремля, Порошенко отметил, что Россия сделала это для того, чтобы «сорвать подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Потом она для себя определила более масштабные цели: экономически удушить Украину, ударить по финансам, снизить обороноспособность, и политически, через углубление социального кризиса, повысить напряжение в обществе, подогреть недовольство властью и протестные настроения».
Также Порошенко заострил внимание на отношении современных западных политиков к президенту РФ Владимиру Путину, сравнив это отношение с «предвоенными попытками умиротворить Адольфа Гитлера». Порошенко не исключил, что в ближайшее время в ведущих европейских странах, в частности Франции и Германии, к власти могут прийти евроскептики, ориентированные на Кремль. «Сейчас ЕС проходит тяжелые испытания. Иммиграционный кризис, террористические акты. Это внешние атаки на Европу, которые тестируют ее на прочность. Следствием этой турбулентности становятся такие события, как победа евроскептиков на референдуме в Нидерландах, который только формально касался соглашения об ассоциации с ЕС. Или голосование британцев за Брексит. И в течение ближайшего года в ряде европейских стран в результате выборов к власти могут прийти если не крайние, то такие политические силы, которые склонны к компромиссам с Кремлем. А лучшей политикой по агрессору считают умиротворение. Пример Мюнхена никого не научил. И они готовы входить в положение Путина с таким же энтузиазмом, с которым западные лидеры пытались понять Гитлера», — заявил Порошенко.
Саммит G-20 в Китае продемонстрировал, что противоречия между ведущими государствами мира остаются на поверхности, а российская пропаганда попыталась преподнести события в Ханчжоу как очередной триумф Владимира Путина, пишет УНИАН (10.09). Хотя Украина не была представлена непосредственно на этой встрече, ситуация на Украине широко обсуждалась. Ангела Меркель и Франсуа Олланд совместно встретились с Бараком Обамой и поодиночке пообщались с Владимиром Путиным, которому ничего не оставалось, как выразить готовность к продолжению переговоров с участием Петра Порошенко. Во время встречи Путин — Обама американский лидер подчеркнул, что только выполнение Минских договоренностей является ключом к снятию санкций с России. Президент Украины ранее провел встречу с канцлером Германии, подчеркнувшей в Ханчжоу, что судьба Украины не будет решаться без ее представителей, что перспективы возобновления переговоров в Нормандском формате, новый импульс которым может дать относительное затишье на Донбассе.
Глава МИД Украины Павел Климкин считает, что обсуждение вопроса Украины в формате G20 является свидетельством ее поддержки мировым сообществом, а также гарантией того, что страна не останется наедине «с российской агрессией». Об этом он сказал в комментарии «Интерфакс-Украина« (06.09). «У нас есть друзья и партнеры, которые доказали, что готовы поддержать Украину, в том числе из солидарности, политическое давление и санкции против России. Мы говорили с ними до заседания Большой двадцатки, и имеем общую четкую и твердую позицию. И поэтому, когда украинская проблематика находится в центре внимания мировых лидеров во время многосторонних встреч — не только G20, но и G7, ЕС, НАТО или ОБСЕ — это, на самом деле, гарантия того, что нас не оставят наедине с российской агрессией», — заявил он. Климкин добавил, что «без нас решать не будут». «Если бы кто-то цинично хотел договориться с Кремлем «через нашу голову» — это бы уже давно произошло», — выразил уверенность глава МИД.
Третий президент Украины Виктор Ющенко в интервью телеканалу «112» (05.09) выразил свою точку зрения на возможность восстановления территориальной целостности Украины в границах 1191 году. «Перед нами есть три-четыре фундаментальных проблемы. Первый вопрос — это безопасность: пока у нас не будет плана, который дает ответ, как получить победу над нашим злейшим врагом, и через победу прийти к миру. Второго варианта нет. Никто не захочет мир через поражение. Потому что это мир без суверенитета, без свободы. Поэтому такая доктрина Украины должна быть сосредоточена на том, как одержать победу. Это не одноходовка, и это не один компонент, что давайте мы сделаем успешную украинскую дипломатию, даже в другом формате, и это приведет к победе. Нет, это речь идет и о дипломатии, и о милитаристском контексте, и об экономическом, финансовом, гуманитарном, санкционном. Другими словами — победа, мир, и только через этот концепт мы даем ответ на победоносный украинский милитаристский вопрос», убежден Ющенко. По его мнению, необходимо «начать диалог с врагом. В любом случае — это надо. Возможно, на первых днях или на первых неделях этого и было достаточно. Но когда мы понимаем, что это геополитический конфликт, то его надо регулировать геополитическим инструментарием. Для этого надо делать геополитические форматы, а не форматы с бандитами, от которых ничего не зависит. Я думаю, что здесь большой вред принесла дипломатия Запада, когда предложила такой вариант. Ведь этот вариант был предложен не непосредственно Путиным. Через Запад Путин представил этот план».
Неожиданную проблему для Украины может представлять выказанное президентом самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики Евгением Шевчуком стремление сделать ее частью Российской Федерации, полагает обозреватель УНИАН (10.09). По всей вероятности, это элемент предвыборной борьбы в ПМР, президентская кампания набирает темп и в самой Молдавии, поэтому официальному Киеву предстоит занять четкую позицию в отношении происходящего у наших соседей, с учетом внушительного размера украинской диаспоры и статуса нашей страны как одного из посредников в урегулировании Приднестровского конфликта.