С поверженным врагом можно обойтись по-разному: с честью или с позором. Сохраняя достоинство побежденному противнику, победитель, прежде всего, думает о послевоенном времени. Унижая его достоинство, победитель настолько упивается своим превосходством, что не утруждает себя подобными соображениями.
24 июня 1945 года на Красной Площади в Москве прошел торжественный Парад Победы Красной армии. После того, как гитлеровская Германия развязала жесточайшую войну против Советского Союза, в которой погибло более 25 миллионов солдат и обычных граждан, не осталось места великодушию. Еще в июле 1944 года Сталин, в нарушение военных законов, вынудил 55 000 немецких военнопленных совершить «триумфальное шествие» по улицам Москвы. Почти год спустя маршал Георгий Жуков, главный военачальник сталинской армии, сидя на белом коне, а сразу за ним — маршал Константин Рокоссовкий на вороном коне, открывали Парад на Красной Площади.
Затем около 10 тысяч солдат советских войск прошли маршем по площади; за этим спектаклем, продолжавшимся порядка получаса, Сталин наблюдал с почетной трибуны Мавзолея Ленина. Кульминацией этого действа явилось ритуальное осквернение чести вермахта, в ходе которого на землю было брошено около 200 знамен поверженного врага.
900 воинских знамен доставлено в Москву
Откуда взялись эти знамена и что с ними стало? Об этом рассказал Маттиас Уль (Matthias Uhl) из Германского исторического института в Москве: «Для Парада из Берлина и Дрездена было доставлено около 900 воинских знамен». 28 августа 1944 года Гитлер отдал приказ, вернуть с фронта знамена всех воинских частей. Многие из них во время наступления Красной Армии все же попали в руки советских солдат.
Для символического надругательства на Параде штандарты и знамена были отобраны по форме и «красоте». Так, по словам Маттиаса Уля, на Красную Площадь попали порядка 20 знамен воинских частей других исторических периодов, среди них два прусских кавалерийских штандарта 1860 и 1890 годов, а также знамя народного ополчения 1860-х годов. Очень многие штандарты, брошенные в грязь, не имели отношения к вермахту, а принадлежали различным подразделениям нацистской партии.
В более поздних рассказах о Параде Победы 1945 года указывается, что изображения с нацистской символикой были сожжены на костре. Если данный факт действительно имел место, то, во всяком случае, 200 штандратов в огонь не попали. Более того, в настоящее время они находятся в Центральном музее Вооруженных сил в Москве; некоторые из них представлены в качестве экспонатов выставки, однако большая часть хранится в запасниках.
Изначально в музее имелось около 500 трофейных знамен. В 1950-60 гг. более ста из них были возвращены ГДР, пояснил один из сотрудников музея. Десятки других были отправлены в Болгарию и Польшу, а в 1990-е годы добрый десяток флагов был отдан в один американский музей.
Парад Победы 1945 года снимался операторами и фотографами в основном на черно-белую пленку. Однако оригинал съемки, включающий снимки известного военного фотокорреспондента советского времени Евгения Халдея, не был одобрен Сталиным — возможно, из-за проливного дождя во время Парада.
По этой причине Парад был проведен повторно специально для кинокамер и на этот раз снимался на цветную пленку. «Сцену с флагами воспроизвели для съемки не на Красной Площади, — рассказывает Уль, — а уже в музее Вооруженных сил.» Эти кадры на сегодняшний день можно найти в Интернете и тем самым получить представление об осквернении знамен вермахта.