Очередная дискуссия о «российской угрозе» началась со статьи Микаэля Хольмстрёма (Mikael Holmström), старшего военно-политического обозревателя одной из двух ведущих шведских газет Dagens Nyheter (18.09) «Новая угроза для Швеции хранится в секрете». Его «источники в спецслужбах и военных кругах» сообщили, что «угроза очень высока» и «исходит от России», причем «она настолько высока», что «суть ее не может быть раскрыта!».
Более того, «в управлении делами правительства Швеции подтвердили, что угроза со стороны России растет, однако в чем именно дело, осталось тайной даже для этих правительственных источников». Статью активно комментировали как шведские, так и другие скандинавские СМИ. В частности, крайне не одобряющий правящую социал-демократическую партию таблоид Expressen (20.09) пишет: «Правительство скрыло существование угрозы со стороны России даже от парламента!»
За несколько дней до этого главнокомандующий шведской армией Микаэль Бюден (Micael Bydén) принял решение укрепить оборону острова Готланд контингентом в количестве 150 человек. Это событие также широко обсуждалось в прессе Швеции и сопредельных стран:
«Российская угроза заставила Швецию увеличить гарнизон на острове Готланд» (Ritzau, Дания, 20.09), «Юсси Ниинисте: Швеция передает России сигнал о том, что Готланд охраняют» (Helsingin Sanomat, Финляндия, 19.09), «Вот как военный отряд Главнокомандующего будет защищать Готланд» (Aftonbladet, Швеция, 16.09), «Оборона Готланда. После 11 лет шведская армия возвращается на остров» (Dagens Nyheter, Швеция, 15.09), «При помощи Готланда Россия будет господствовать в Балтийском море — поэтому Швеция перемещает свои войска» (Verkkouutiset, Финляндия,15.09), «Новый гарнизон сделает Готланд истинной твердыней» (Aftonbladet, Швеция, 15.09).
И наконец: «Как-то маловероятно, чтобы Россия испугалась 150 шведских солдат на Готланде…» (Expressen, Швеция, 15.09). Население Готланда высказывается не менее скептически. «Если уж Путин не приехал в курортный сезон летом, что ему делать тут зимой?— спрашивает Йилл Эриксдоттер Стедтенфельдт (Jill Eriksdotter Stedtenfeldt), жительница столицы острова, города Висбю. — Все это паранойя и теории заговора!» Другие жители подтверждают: «Если уж Россия захочет взять Готланд, то она его возьмет. К чему беспокоиться?..» Один из опрошенных газетой решительно сказал: «Не нужно нам здесь никаких солдат. И я не верю ни в какую российскую угрозу — НАТО угрожает больше!» (Expressen, 21.09).
В связи с такими настроениями министерство обороны Швеции выпустило циркуляр, в котором «предупреждает о русских шпионах на Готланде, маскирующихся под туристов». «Я видел даже автомобили с иностранными номерами! — свидетельствует подполковник Ханс Хоканссон (Hans Håkansson), начальник тренировочных курсов гражданской обороны. — Эти люди подходят к нашим солдатам и с невинным видом просят перевести надписи на вывесках на английский язык, а потом тут же спрашивают, а что, собственно, наши солдаты тут делают… Может быть, они [русские], хотят показать, что они следят за нами и в курсе всех наших действий?..» (Expressen, 21.09).
Ранее, сообщают другие СМИ, поступили данные о повышенной шпионской активности России и на севере Швеции (Svenska Dagbladet, 21.09; Göteborgs-Posten, 21.09; Expressen, 21.09). Ян Лейонйельм (Jan Leijonhielm), бывший глава российского отдела Института оборонных исследований Швеции (FOI), считает, что «повышенная разведывательная активность России может объясняться раздражением от договора Швеции с НАТО». Все это «напоминает времена холодной войны». «Россия включила Швецию в зону своего оперативного внимания — речь может идти о гаванях, мостах и дорогах». Когда «после шумных протестов шведский парламент все же проголосовал за предоставление своей территории для НАТО», в России «стали официально считать нас частью военной структуры НАТО. То есть нас и всегда приписывали к НАТО, но теперь об этом открыто заявил председатель думского комитета по внешней политике. И это, по мнению русских, дает им основания шпионить против нас» (Expressen, 21.09).
Если нынешняя кампания по «противодействию российской угрозе» была развернута газетой Dagens Nyheter, то предыдущую — с поисками подводных лодок — организовал ее конкурент, газета Svenska Dagbladet. Причем также осенью, с началом нового политического и подписного сезона, и, по чистому совпадению, также при участии «крупнейшего специалиста по разведке и анализу», профессора университета города Лунда Вильгельма Агрелля (Wilhelm Agrell).
В 2014 году профессор Агрелль сообщал «о выполняемых Россией под прикрытием нефтеналивного танкера тайных операциях под водой, имеющих целью получение сведений о работе шведской системы военного оповещения». «Россия просто-таки расписалась в своем участии (в истории с подводной лодкой), — заявил он в интервью газете. — Хоть нарушителя и не обнаружили, но кто же еще это может быть?» (Svenska Dagbladet, 19.10.2014).
Год 2016 Вильгельм Агрелль посвятил изучению высказываний шведского генералитета и нашел в них «тревожное изменение в лексике». Если в январе начальник Главного штаба Деннис Юлленспурре (Dennis Gyllensporre) говорил о том, что «прямая угроза нападения на Швецию маловероятна», то в сентябре главнокомандующий Микаэль Бюден (Micael Bydén) уже назвал вероятность такой угрозы всего лишь «чрезвычайно низкой». «Это очень важное различие!», поделился он своими выводами в большом интервью Dagens Nyheter (18.09).
Постоянные темы шведских СМИ — «российская угроза» и «информационная война» — воскресный обозреватель газеты Expressen, студент британской военной академии и влиятельный блогер Карл Бергквист (Carl Bergqvist) в рецензии на книгу политолога Стефана Ульссона (Stefan Olsson) Vilseledning об особенностях освещения украинского конфликта в шведской прессе прокомментировал так: «Информационные войны стары, как мир; многие публикации даже в уважаемой прессе выглядят, как журналистика, хотя на самом деле это обычные заказные статьи в пользу отдельных предприятий, организаций или государств. Они специально рассчитаны на то, чтобы привлечь как можно больше внимания читателей с помощью разных искусственных методов» (Expressen,18.09).
Выборы в Государственную думу стали заметной темой многих связанных с Россией публикаций. Основные тезисы, прослеживаемые в скандинавских СМИ:
- апатия и пассивность общества («Чем меньше активность избирателей, тем вернее победа», Berlingske Tidende, 21.09; «Безразличие избирателей выгодно для Путина», Expressen, 20.09; «Апатия вместо демократии на выборах в путинской России, Aftonbladet, 19.09; «Россияне голосуют за Путина и стабильность: нам не нужно никаких экспериментов», Dagbladet, 19.09; «Выборы в России потерпела фиаско: Половина избирателей не потрудились прийти и проголосовать», VG Nett, 19.09, «На выборах у оппозиции не было шансов», Dagens Industri, 19.09);
- «скучная» избирательная кампания («Путин ввел новые „демократические“ избирательные правила, и это имело успех — для его собственной партии», Aftenposten, 20.09; «Никто не решается выступить против Путина», VG Nett, 19.09; «„Тихая“ предвыборная кампания на российском Севере», Independent Barents Observer, 17.09; «Ни одна парламентская партия не выглядит настоящей оппозицией», Politiken, 17.09);
- подтасовки на выборах («Приспешники Путина побеждают на выборах», Dagens Nyheter, 19.09; «Наблюдатели сообщают о нарушениях», Nettavisen, 19.09; «Для путинских выборов характерна низкая явка избирателей и мошенничество», Jyllands-Posten, 19.09; «Вот как Путин умеет передергивать на выборах», VG Nett, 18.09);
- а также ощущение того, что «как бы то ни было, а победит все равно Путин!» («Путин может стать пожизненным президентом», NRK, 21.09; «У Путина все под контролем», Sydsvenskan, 20.09; «Путин одержал хорошо подготовленную победу» 20.09).
Ветеран шведской журналистики Вольфганг Ханссон (Wolfgang Hansson), лауреат специальной премии за журналистские расследования «Золотая лопата» (Guldspaden) 1993 года, пишет: «Это просто парадокс какой-то. Почему власть так одержима стремлением контролировать выборы? Ведь Путин настолько популярен, что он наверняка выиграет любые выборы и без всякого мошенничества! Но, по-видимому, что он все же опасается оставить дело на самотек… Думские выборы можно рассматривать как репетицию президентских выборов. Если не случится ничего из ряда вон выходящего, то Путин выиграет и здесь — он сам позаботился о том, чтобы не было никого способного бросить ему вызов… Для окружающего мира думские выборы не несут никаких изменений — Россия по-прежнему остается непредсказуемым источником тревоги во всем регионе» (Aftonbladet, 19.09).
Одновременно представляющий наблюдателей ОБСЕ на выборах бывший министр иностранных дел Норвегии Ян Петерсен (Jan Petersen) свидетельствует: «У нас сложились отличные отношения с ЦИК! Нет никаких сомнений в том, что Элла Памфилова работает открыто, это совершенно новый стиль» (NRK, 17.09).
Среди других актуальных тем — положение в Арктике. Телерадиокомпания NRK (16.09) не прошла мимо фотовыставки в Петербурге, посвященной сотрудничеству Норвегии и России в Арктике. Датская газета Information рассказывает, «Отчего это вдруг Россия хочет вести с Данией переговоры о Северном полюсе? И почему датский министр иностранных дел отказывается?» А также почему «министр природных ресурсов России Сергей Донской играет ведущую роль в последней главе этой запутанной истории». Дело в том, что «с другими странами региона — Норвегией и Исландией — Дания уже заключила предварительные соглашения о разграничении арктических территорий», поясняет газета (Information, 20.09).
На этом фоне Арктический совет отмечает свое 20-летие декларацией «За мир и сотрудничество» от лица министров иностранных дел стран-участниц: Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции (Independent Barents Observer, 19.09). Одновременно сообщается о планируемой на 7–9 октября при попечительстве бывшего президента Исландии Оулавюра Рагнара Гримссона (Ólafur Ragnar Grímsson) «Арктической ассамблее» в Рейкьявике с участием Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна (Ban Ki-moon), а также более 400 докладчиками на 90 семинарах. Это мероприятие проводится ежегодно в октябре и имеет все шансы затмить значительно более скромные сессии Арктического совета, к большому неудовольствию хозяев его штаб-квартиры в Тромсё (Норвегия) (RÚV, 12.11.2015).