Vatan (19.09), отмечая низкий уровень интереса к выборам в Государственную Думу 18 сентября, сообщает, что от парламентских выборов в России никто не ждал сюрпризов. Издание со ссылкой на данные опросов также подчеркивает, что после «блеклых» предвыборных кампаний главный интерес вызывали два вопроса: сможет ли партия «Единая Россия» во главе с президентом Владимиром Путиным набрать 49,3% голосов, как на выборах 2011 года, и останется ли КПРФ главной оппозиционной силой.
Снижение уровня участия в приближении президентских выборов в России, которые состоятся через 18 месяцев, по выражению Sözcü (19.09), указывает на сокращение народной поддержки политиков.
«Путин снова впереди с большим отрывом», — пишет Türkiye (19.09), сообщая, что по итогам выборов в ГД РФ партия власти «Единая Россия» набрала 54,22% голосов после подсчета 75% бюллетеней.
Если бы Россия, США и Турция действовали в унисон друг с другом с целью прекратить гражданскую войну в Сирии, проблема давно была бы решена, считает колумнист Milliyet (24.09). Но, поскольку вмешавшиеся государства образовали конкурирующие блоки и поддерживают лояльные им и враждебные друг другу силы в Сирии, это ведет к тому, что война до сих пор продолжается.
Ситуация вокруг авиаударов, которые силы международной коалиции во главе с США нанесли по позициям правительственных сил Сирии в Дейр-эз-Зоре, по мнению Yeni Çağ (20.09), указывает на серьезную напряженность в отношениях США и России.
В качестве «опасного хода» России против США, нанесших авиаудары по правительственным силам в Сирии, некоторые турецкие издания (Timetürk, 21.09; Yeni Akit, 21.09) расценивают заявление министра обороны России Сергея Шойгу о планирующейся отправке российского авианосца «Адмирал Кузнецов» в Средиземное море.
Судя по реакции России в ответ на обстрел позиций режима Асада в Дейр-эз-Зоре, кризис гораздо глубже, и речь, видимо, идет не только о сирийских военнослужащих и ИГИЛ (запрещена в РФ террористическая организация – прим. ред.), пишет автор Milli gazete (19.09). В частности, через твиттер-аккаунт Yahya Kaptan было опубликовано сообщение о том, что под удар американцев также попали трое российских офицеров, погибли важные сотрудники российской разведки.
Отмечается, что напряженность в отношениях США и России не может не отразиться на Турции, и хаос у турецкой границы способен снова заманить Турцию и Россию в ловушку, как в результате инцидента, связанного с уничтожением российского Су-24. Россия и Турция понимают это, если по итогам визита Валерия Герасимова в Анкару было достигнуто соглашение о создании каналов коммуникации между военными подразделениями двух стран, замечает колумнист.
Так, Турция и Россия дают третьей стороне (сторонам) сигналы о том, что снова вступают в борьбу против общей угрозы — «враждебного империализма», выступают против американского проекта «Большой Ближний Восток» и любой ценой готовы защищать цели, обозначенные в их Плане совместных действий в Евразии.
Как отмечает колумнист Vatan (21.09), «вздорный спор» США и России, разгоревшийся после того, как самолеты международной коалиции атаковали позиции режима Асада, не кажется искренним и значительным. «Когда Россия и США вместе с силами Асада поддерживали продвижение курдской Партии „Демократический союз“ (PYD) в северной Сирии, между ними не возникало проблем. Две страны под неубедительным предлогом „борьбы с ИГИЛ“ действовали в соответствии со своими расчетами. При этом сейчас интересы США и России, должно быть, сталкиваются в вопросе передела Сирии и нефтяных регионов», — добавляет журналист.
По мнению журналиста Hürriyet (24.09), о конфликте США и России в Сирии речи не идет, поскольку для США Сирия — не стратегический вопрос, их долгосрочная стратегическая цель — Азиатско-Тихоокеанский регион, на который они постепенно переориентируются. Вместе с тем для США и возглавляемой ими «антиигиловской коалиции» приоритет на Ближнем Востоке — нефть, поэтому первостепенный вопрос для них — не столько Сирия, сколько богатый нефтью Ирак.
Все это, продолжает автор, значит, что США не вступят в какой-либо долгоиграющий конфликт с Россией в Сирии, и если Турция выстраивает какую-либо долгосрочную игру в Сирии, она должна принимать во внимание стратегические приоритеты России. А в их числе — сохранить свои интересы на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье через Сирию и режим Асада, то есть нанести поражение силам поддерживаемой Турцией сирийской оппозиции в Алеппо. В этой связи для России важно, чтобы Турция прекратила поддерживать силы оппозиции в САР и не стремилась расширить свою операцию «Щит Евфрата» на юг.
«Неявная война» США и России продолжается на аренах Украины, Сирии, Ирана, Турции, о чем, в частности, можно судить по попытке госпереворота 15 июля в Турции, заключает автор Odatv.com (20.09), считая, что путч в Турции должен был произойти одновременно с путчем в Греции. Целью было создание зависимых от США марионеточных правительств и возведение нового «железного занавеса» между Россией и Европой под контролем США. Россия, наряду с Ираном и Сирией, знала, что в Турции готовится переворот под патронажем США, и поэтому направила в Анкару «одного из советников Путина» Александра Дугина, который не только предупредил турецкое руководство, но и привез с собой обширный список лиц, замешанных в перевороте.
События 15 июля в Турции, по выражению автора Star (24.09), — реакция США в ответ на сближение России и Турции, которое также поддержал Израиль, рассматривающий Турцию в качестве единственно возможного пути поставок своего газа на Запад.
Sözcü (19.09) обращает внимание на тот факт, что после переговоров президентов Эрдогана и Путина негативные новости о Турции в российских СМИ, имевшие место на протяжении восьми месяцев самолетного кризиса, сменились позитивными сообщениями. В частности, сообщает издание, телеканал «Россия 1» уделил почти семь минут отношениям России и Турции, рассказав о работе турецких бизнесменов в России и приведя точки зрения российских граждан и официальных лиц.
В период нормализации российско-турецких отношений специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой назвал основателя Турецкой Республики Мустафу Кемаля Ататюрка одним из важнейших лидеров мировой истории и подчеркнул важность открытия в Москве выставки фотографий с изображением Стамбула XIX века «Закрыв глаза, я слушаю Стамбул», отмечает Odatv.com (19.09).
Как добавляет Akşam (24.09), открытие подобной выставки — очередной важный шаг на пути к восстановлению отношений России и Турции.
Согласно Sözcü (19.09), хотя внешне отношения России и Турции кажутся чрезвычайно благоприятными, в дипломатических кулуарах поговаривают о тайных разногласиях между Москвой и Анкарой. Утверждается, что разные подходы сторон к сирийским курдам, союзнические отношения России с правительством Асада, джихадисты, которых поддерживает Турция, а Россия считает террористами, — все это пока «управляемые» расхождения во взглядах, которые в будущем потенциально способны создать большие проблемы.
«Несмотря на то, что в качестве потенциальной зоны конфликта двух стран рассматривается Сирия, противоречия между ними проявились в вопросе Черного моря, и в Анкаре не остались незамеченными слова начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова о том, что Турция — больше не хозяин в Черном море», — добавляет издание.
Россия не снимает продовольственное эмбарго в отношении Турции на основании «продолжающихся нарушений, без устранения которых говорить о поставках турецкой продукции на российский рынок невозможно», сообщает Haber7 (19.09). По мнению главы Ассоциации экспортеров свежих овощей и фруктов Стамбула Латифа Унала (Latif Ünal), Россия делает подобные заявления, чтобы предъявить Турции новые требования: «Еще год назад их устраивало наше качество. А сейчас мы испортились?» «Мы осуществляем экспорт в Россию на протяжении 25 лет. Думаю, это тактика проволочек», — отмечает председатель Ассоциации экспортеров свежих овощей и фруктов Антальи Али Кавак (Ali Kavak).
Разногласия Турции и России (несмотря на то, что они, кажется, не смогут договориться о будущем Асада) не угрожают территориальной целостности или национальной безопасности Турции, в отличие от предметов спора Турции с США, подытоживает обозреватель Sabah (23.09). «Сейчас Турция не рассматривает Россию в качестве эквивалентного США союзника. Но как страна, которую Вашингтон оставил один на один с двумя главными вопросами, связанными с национальной безопасностью [поддержка США курдских формирований и игнорирование требований Турции о выдаче Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen)], Турция ищет других друзей, и это нормально с точки зрения внешней политики», — пишет автор.
Несмотря на начало урегулирования кризиса в российско-турецких отношениях, сохраняются проблемы в области транспортировки грузов в Россию, связанные с предоставлением разрешений на грузоперевозки и применением визового режима, сообщает Dünya (22.09). Отмечается, что представители логистического сектора возлагают большие надежды на запланированное на 10 октября заседание Смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Они верят в то, что оно может способствовать получению достаточного количества разрешений на грузоперевозки и полному устранению проблемы виз.
Anadolu Ajansı (21.09), комментируя совместные военно-морские учения России и Китая в Южно-Китайском море, обращает внимание на тот факт, что эти маневры состоялись в регионе, ставшем сценой международной напряженности, и явились сигналом о включении России в политику этого региона на стороне Китая. «Россия, пожалуй, единственная сила, на которую может ориентироваться Китай, чтобы разрушить планы США по его окружению в этом регионе», — добавляет издание.
«Узбекистан — одна из постсоветских республик Средней Азии, которая строже остальных продолжает тоталитарную традицию Советского Союза, — пишет автор Hürriyet (22.09). — Некоторые эксперты полагают, что самый вероятный преемник Ислама Каримова — премьер-министр Шавкат Мирзиёев, предпочитаемая кандидатура для России, и в этой связи допускают, что Узбекистан под управлением Мирзиёева может стать членом ЕАЭС и ОДКБ. Однако осуществить столь кардинальную трансформацию в Узбекистане в скором времени крайне сложно, поэтому, если Россия строит подобные ожидания в отношении Узбекистана, ей придется набраться терпения».