Долгие годы ужасы, происходившие в Советском Союзе, приписывали действиям Иосифа Сталина. Таким образом оправдывали его предшественника Владимира Ленина и коммунизм как идеологию. Еще в 90-е годы в датских школьных учебниках можно было прочесть красивые слова о Ленине. Школьные учебники были наполнены ложью, потому что Ленин с самого начала был готов убивать людей, чтобы сохранить свою власть и власть собственной партии.
Ленин не принимал во внимание человечность. В письме к Троцкому он писал, что нужно использовать разруху, чтобы изъять церковные ценности, что сейчас и только сейчас, когда в районах, охваченных голодом, существует каннибализм, когда сотни трупов лежат на дорогах, необходимо со всей возможной энергией провести изъятие церковных ценностей, и при этом любое сопротивление должно быть решительно подавлено.
Эрик Кулавиг (Erik Kulavig) — один из наших лучших специалистов по Советскому Союзу, сам, как он пишет в своем интересном послесловии, был увлечен коммунизмом и Лениным. Лишь позднее он пришел к пониманию того, что ужасные смерти и голодные катастрофы, которые забрали гораздо больше человеческих жизней, чем массовые убийства нацистов, не могли объясняться только преступлениями Сталина.
Что есть зло?
В своей новой книге «Мы срываем небеса на землю» Эрик Кулавиг использует российские архивы, чтобы описать мечту и будни революционной России с 1917 по 1922 годы. Он нашел новый и интересный материал. Сквозь государственные советские архивы проглядывает жизнь обычных людей страны, когда они вступали в спор с советскими властями и были казнены или отправлены в лагеря.
Большевики действовали неслыханно жестоко с начала революции и подвергали людей жестоким наказаниями за малейшие провинности. Партия и дисциплина всегда шли впереди человека. Но самый жестокий террор был развязан не против постепенно уменьшавшегося числа оппозиционеров, а против собственных людей революции, против рабочих и бедных крестьян.
В деревнях происходили спонтанные восстания, вызванные голодом и притеснениями, однако результатом становилось жестокое применение силы, быстрые суды и казни. Используя архивные материалы, Эрик Кулавиг знакомит нас с тем, как простые люди в городах и деревнях страдали от этого угнетения.
Книга содержит многочисленные принципиальные размышления о том, почему террор и социальный контроль стали такими масштабными, и рассказы об отдельных людях, пострадавших от террора и притеснений. Исходя из своей идеологической позиции, Кулавиг утверждает как само собой разумеющееся, что Ленин и его коммунистические руководители считали, что как только крестьяне и рабочие поймут, что работают на самих себя, а не на капиталистов, они превратятся в сознательных социалистов.
В послесловии Эрик Кулавиг пишет: «Ни Ленин, ни Троцкий, ни Сталин или кто-либо еще из многих сотен тысяч, следовавших за ними, не руководствовались в своих действиях злом. Наоборот, они жертвовали своей жизнью, чтобы создать лучшую и более справедливую жизнь не только для России, но для всего мира бедных и угнетенных».
Это утверждение выдвигается для дискуссии о том, что есть зло, и были ли соратники Ленина и Сталина менее опасны, чем соратники Гитлера, а их «идеализм» — лучше. Утверждение Эрика Кулавига затрагивает суть проблемы, состоящей в необходимости понять саму суть тоталитарных движений и наши чувства по отношению к ним. Оно также показывает, что Эрик Кулавиг, который отбросил веру в социализм, тем не менее, поддерживает идею о более глубоком"идеализме" у коммунистов.
Но был ли этот «идеализм» морально иным и лучше, чем «идеализм», который культивировали нацисты?