На первый взгляд, Азербайджан, большинство населения которого составляют мусульмане-шииты, может показаться необычным местом для визита главы Римско-католической церкви. Но целью приезда папы римского Франциска в Баку 2 октября была не столько религия, сколько оказание ответной пиар-услуги азербайджанским властям.
С 2012 года Фонд Гейдара Алиева во главе с первой леди Мехрибан Алиевой выделял средства на ремонтные работы в Ватикане, включая реставрацию Сикстинской капеллы.
Фонд, названный в честь покойного отца и предшественника нынешнего президента Азербайджана, также финансировал ряд других проектов, в том числе реставрацию двух катакомб в Ватикане, а также сохранение и создание цифровых копий древних манускриптов в Ватиканской апостольской библиотеке.
В 2012 году Ватикан заявил, что внесенный Азербайджаном безвозмездный вклад на ремонт катакомб был первым в своем роде случаем выделения средств на подобные цели мусульманской страной, хотя власти республики являются светскими. Представители Ватикана не ответили на вопрос, последовали ли за этим подарки от других государств с преимущественно мусульманским населением.
Деятельность фонда по сохранению европейского культурного наследия не ограничивалась только Ватиканом.
Семь лет назад фонд предоставил 40 тыс евро ($57,253 по курсу на тот момент) на ремонт двух окон в Соборе Страсбургской Богоматери, а позже также раскошелился на реставрацию двух средневековых нормандских церквей.
В дополнение выделялись деньги и на Лувр, а также музей Капитолини в Италии и Городской дворец Берлина в Германии.
Представители фонда не ответили на вопросы о его связях с Ватиканом. Но с католической паствой в самом Азербайджане, составляющей несколько сотен человек, в основном иностранцев, у него, судя по всему, сложились иные отношения.
Фонд в Баку многие считают полуправительственной организацией, а его участие в проектах по реставрации объектов в Ватикане воспринимаются некоторыми местными экспертами в качестве составной части внешнеполитического курса властей.
«Здесь не просто немного реальной политики, — добавил Шахиноглу. — Маленькое государство Ватикан обладает огромным влиянием в христианском мире. Помогая Ватикану с реставрацией, руководство мусульманского Азербайджана надеется на поддержку … со стороны папы».
Если фонд ставил перед собой такие цели, то он их достиг, по крайней мере с точки зрения позиционирования Азербайджана в качестве страны, ценящей мультикультурализм.
Выступая в Баку 2 октября, пара римский Франциск похвалил «хорошие отношения» между мусульманами, католиками, православными христианами и евреями в Азербайджане, заявив, что они «имеют огромное значение для мирного сосуществования и мира на земле».
В том же ключе он призвал Азербайджан «воспользоваться возможностью добиться приемлемого разрешения» многолетнего конфликта с Арменией из-за сепаратистского Нагорного Карабаха, чтобы Кавказ мог «открыть ворота миру».
Президент Ильхам Алиев, объявивший 2016 «годом мультикультурализма», заявил в ответ: «Данный визит очень важен для человечества, потому что он в очередной раз демонстрирует, что диалог между цивилизациями жив [и] продолжается».
Папа римский прибыл в Баку после визита в соседнюю Грузию 30 сентября-1 октября. Ранее он также посетил Армению.
Общественное мнение относительно связей с Римско-католической церковью неоднозначно. Хотя многие считаю, что выделение средств Ватикану демонстрирует щедрость и толерантность их страны, другие, по словам Шагиноглу, задаются вопросом, почему бы не потратить эти деньги на нужды самого Азербайджана, особенно в условиях экономического спада по причине обвала цен на энергоносители. Экспорт энергоресурсов является основным источником доходов азербайджанской государственной казны.
«Зачем восстанавливать музей по всей Европе, если экономическая и социальная ситуация в Азербайджане хуже, чем в европейских странах?» — вопрошают азербайджанцы, по словам Шахиноглу.
Ватикан, старающийся сейчас обеспечить большую прозрачность своих финансов, не объяснил, каким образом Фонд Гейдара Алиева был выбран в качестве донора и какие механизмы использовались для проверки источника предоставленных средств. Источники финансирования фонда никогда не обнародовались.