Недавно на Украине прошли мероприятия, связанные с событиями еврейской истории, оформившими самосознание народа Израиля в ХХ веке. В Одессе, городе на берегу Черного моря, прошли мероприятия в память о Владимире (Зеэве) Жаботинском, писателе, мыслителе, одном из самых великих государственных деятелей еврейского народа из поколения основателей страны. В Киеве отмечали 75-летие убийства евреев в Бабьем Яру, одном из главных символов Холокоста.
Полтора миллиона евреев, около четверти всех жертв Холокоста, были убиты на Украине. Местные власти любят говорить о том, что около 2500 украинцев были признаны Праведниками Мира за спасение евреев, но предпочитают не вспоминать о том, что зачастую евреев надо было спасать не только от немцев, но и от их украинских пособников. Действительно, во всех местах, захваченных нацистами, находились местные жители, помогавшие немцам сгонять евреев в гетто, выдававшие их и участвовавшие в убийствах. Но на Украине местные помощники сыграли большую роль, и нельзя не признать, что многие из них действовали по собственному желанию, а не по принуждению. Неслучайно в некоторых городах и городках местные жители начинали убивать евреев еще до того, как в эти населенные пункты вступали немецкие войска.
Президент также сказал мне, что с большим уважением относится к Жаботинскому, и он в этом не одинок. В целом, чувства восхищения и уважения сопровождали все Дни Жаботинского в Одессе, организованные посольством Израиля, Израильским культурным центром и Институтом Жаботинского. Оказалось, что в Одессе помнят лидера «Бейтара». Местные профессора изучают его наследие, молодежь гордится тем, что среди них вырос «такой великий лидер», а гиды не пропускают не одного места, где больше века назад бывал основатель ревизионистского сионизма. Его уникальная личность для многих украинцев служат источником гордости. Уважение к Жаботинскому сочетается с общим уважительным отношением к Израилю, заметном в Киеве и в Одессе. Думаю, это может послужить основой для совершенно новых отношений между Израилем и Украиной. Не забывая о Холокосте, конечно.