Что касается переговоров по «северным территориям», то 3 октября в ходе дебатов в бюджетной комиссии нижней палаты парламента Японии премьер-министр Синдзо Абэ выразил намерение развивать их, не привязывая к антироссийским санкциям, введенным в связи с аннексией Крыма Россией. Этот курс был определен сразу же после присоединения Крыма в марте 2014 года, о чем сообщалось американскому правительству. О перспективах переговоров в преддверии визита президента Путина в Японию в декабре нам рассказал бывший замглавы МИД Японии Акитака Сайки (Akitaka Saiki), который тогда посетил США и сообщил об этом курсе американской стороне.
Акитака Сайки: Премьер Абэ настроен очень решительно. Он пытается разрешить ситуацию, занимаясь урегулированием самой большой послевоенной проблемы. Глава Японии встречался с президентом Путиным 14 раз, включая свой первый премьерский срок. Он предпринимает беспрецедентные действия и находится с российским лидером в доверительных отношениях. Российская сторона относится к этим переговорам также серьезно.
Асахи: Из-за аннексии Крыма ухудшились отношения между Россией и США. Эксперты отмечают, что если Япония будет проводить собственную дипломатию, то это внесет раскол в отношения между Японией, США и Европой. Несмотря на это, премьер Абэ направил вас в США с тем, чтобы вы передали американской стороне японский курс.
— В декабре премьер Абэ встретится с президентом Путиным на своей родине в Ямагути. В ходе этого визита премьер намерен добиться развития по территориальной проблеме.
— У Абэ возникла эта идея сразу же после того, как он был избран на второй срок. Он хочет принять его в тихой гостинице и откровенно поговорить. Четыре северных острова — это исконно японские территории. В конце Второй мировой войны СССР напал на Японию, нарушив Советско-японский пакт о нейтралитете. Острова были захвачены после того, как Япония пописала Потсдамскую декларацию. В этом состоит позиция японского правительства. В свою очередь, Россия жестко настаивает на том, что Южные Курилы перешли ей по результатам Второй мировой войны. У каждой из сторон есть своя юридическая и историческая позиция, поэтому они не могли прийти к общему знаменателю.
— В 1993 году стороны обнародовали Токийскую декларацию, в соответствии с которой они договорились решить проблему принадлежности четырех островов. В 2001 году Япония предложила разделить проблему на две части: условия передачи Хабомаи и Шикотана, а также проблема принадлежности Кунашира и Итурупа, однако стороны так и не достигли соглашения.
— Если постоянно говорить об одном и том же, не будет движения вперед. В ходе встречи на высшем уровне в мае этого года Япония предложила «новый подход». Я не могу разглашать его содержание, однако премьер Абэ будет вести переговоры с президентом Путиным, учитывая различные опции. Японское правительство предложило план экономического сотрудничества, который не нарушит сплоченность Японии, США и Европы. Россия очень хорошо отреагировала на этот план. Россия осознала, что Япония относится к ее желаниям внимательно. Вместе с тем невозможно, чтобы в ходе дипломатических переговоров все получила только одна из сторон. Будут ли ощутимые подвижки в результате декабрьских переговоров? СМИ высказывают самые разнообразные точки зрения, но мне не хотелось бы, чтобы японцы подумали, что способ решения, понятный для народа, будет найден легко.
Проблема «северных территорий»:
В конце Второй мировой войны СССР захватил острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. В 1956 году СССР и Япония восстановили дипломатические отношения, подписав Советско-японскую декларацию, в соответствии с которой после подписания российско-японского мирного договора СССР должен был передать Японии Хабомаи и Шикотан. После этого переговоры с Россией продолжились, однако перспектив для возврата островов нет.
Акитака Сайки поступил в МИД в 1976 году. Работал главой Управления по Азиатско-Тихоокеанскому региону и послом в Индии. С июня 2013 года в течение трех лет находился в должности замглавы МИД Японии. Сейчас является советником внешнеполитического ведомства.