С приветом из Якутии! Позади три недели пребывания в нашей деревне в Якутии (или Республике Саха). Мы уже хорошо обжились, хотя отправленные из Санкт-Петербурга поездом вещи ждем до сих пор.
Дети наслаждаются уютной деревенской жизнью. Правда, они вынуждены это делать: обещанную в награду за переезд в Сибирь игровую консоль нельзя подключить к старому телевизору в нашем доме. Мы ждем, когда сюда придет посылка с нужным кабелем из Финляндии.
В школу и детский сад дети пока активно ходить не начали. Прошло праздничное первое сентября, но потом школа была закрыта на неделю, потому что не было отопления.
Теперь дети опять сидят дома: заболели привезенной нами же из Финляндии ветрянкой. Здесь ее практически ставят в один ряд с лепрой. В деревне есть какой-то медицинский пункт, в котором нам запретили ходить по деревенским дорогам.
В нашей деревне — тысяча жителей, почти все — якуты, говорящие на языке тюркской семьи. Есть две русские семьи, и они тоже бегло говорят на якутском. Эти деревни появились в советское время, когда живущих порознь якутов поселили вместе.
Местные относятся к нам хорошо, правда, никто не может понять, что мы собираемся здесь делать. Мои объяснения, что я собираюсь написать книгу о Сибири, звучат неубедительно.
Все вопросы я решаю на русском. По-якутски могу только сказать «мин сахалыы билбэппин» — «я не понимаю по-якутски».
Многие живущие здесь работают в Якутске, в котором около 300 тысяч жителей. До Якутска нужно ехать почти час. Главный способ заработка — животноводство, и скот означает в Якутии как коров, так и лошадей. Они прогуливаются за нашим забором, и нужно следить за тем, чтобы они случайно не зашли во двор и не съели наши насаждения.
У соседей мы покупаем молоко, сметану и творог, но национальный напиток якутов, сделанный из лошадиного молока, кумыс, я еще не попробовал.
Якуты — степной кочевой народ, который прибыл сюда с территорий к югу от Байкала около 800 лет назад. Здесь, посреди тайги, они сразу попали в самое ароматное окружение — такое, как наша деревня, которая находится посреди открытых прибрежных лугов у реки Лены.
Известные своей морозоустойчивостью якутские лошади пасутся около деревни сотнями — пока. За осень их число должно уменьшиться. Наша деревня — это не конюшня для пони, якуты выращивают лошадей ради мяса.
Континентальный климат оправдал свою репутацию: за три недели дождь шел лишь дважды. Обычно солнце перемещается по безоблачному небу, и ночью звезды светят здесь совершенно невероятно. Млечный путь виден очень отчетливо.
Дневные температуры превышают (плюс!) 20 градусов, но из-за прохладных ночей золотая осень уже на исходе. Мы ходили в тайгу по ягоды и проводили время на берегу рукава реки Лены. Вода холодная, но красивый песчаный берег тянется на километры.
Вот бы еще кто-нибудь сказал лошадям, что на берегу нельзя гадить.
К зиме мы подготовились, нарубив дров для сауны.
Водоснабжение в Якутии — большая проблема. Колодцы тяжело выкопать из-за вечной мерзлоты. В Якутске находится рекордно глубокий колодец глубиной 116 метров. Его вырыл во дворе своего дома в 1830-х годах упорный купец Федор Шергин — правда, напрасно, в нем нет воды. Но ученые получили благодаря его колодцу новые знания о вечной мерзлоте, которая здесь уходит на глубину 200 метров.
Нам привозит воду два раза в неделю специальная машина, которая объезжает всю деревню. В качестве знака для водителя на столбик ворот вешается красный флажок. Питьевую воду покупают отдельно в специальном магазине, который занимается очисткой речной воды.
Вначале в нашем дворе жили две курицы и козел Василий, который здорово бодался. В качестве дома у Василия был «хотон», деревянная постройка с наклонными стенами, покрытыми глиной. В старину якуты тоже жили в подобных жилищах.
Сейчас же здесь живут в бревенчатых домах. Единственный минус нашего уютного дома заключается в том, что его с нами делят тараканы. По словам хозяйки, которая очень ценит чистоту, они пришли от соседей.
Самым легким способом избавиться от этих существ было бы охладить весь дом зимними морозами на пару дней, но из-за водяной системы отопления это невозможно.
В России тараканы становятся настоящей редкостью — исследователи удивляются, куда за последние 20 лет пропал этот древний вид. Причиной считают эффективные средства борьбы, использование химических средств, муравьев, излучение и чистоту.
Наверное, нам надо радоваться такому многообразию жизни в нашем доме. Или же следовать западному тренду в еде и начинать есть тараканов: в них в два раза больше белка по сравнению с обычным мясом.