Резонанс в СМИ вызвала информация о том, что «спецпредставитель президента РФ Владимира Путина Александр Дугин, побывавший в Анкаре накануне попытки военного переворота в Турции 15 июля, сообщил турецкой стороне: “В вашей армии наблюдается определенное движение”» (Dünya, 3.10). Сообщается, что этими сведениями поделился президент Евразийской ассоциации местного самоуправления Хасан Дженгиз (Hasan Cengiz).
Согласно Vatan (3.10), вице-премьер Турции и официальный представитель правительства Нуман Куртулмуш (Numan Kurtulmuş) опроверг эту информацию, назвав ее одним из «мифов», появившихся после попытки госпереворота в Турции.
«Россия заранее знала о 15 июля?» — задается вопросом автор Vatan (4.10), отмечая, что ситуация, связанная с подготовкой военного переворота в Турции, была настолько очевидна, что о ней могли знать и предупредить. «Разве не прискорбно, что мы не увидели и не предотвратили ее раньше?» — подытоживает журналист.
Автор Star (3.10), комментируя российско-белорусские отношения и повышение тарифов на транспортировку российской нефти через территорию Белоруссии, приходит к выводу: постсоветские республики стали понимать, что российский проект «русского мира», активизировавшийся на фоне украинских событий, — не просто «невинный ход России, нацеленный на защиту своей культуры и укрепление отношений». Россия вновь собирает постсоветские государства и считает, что таким образом сможет предотвратить угрозу со стороны Запада, заключает журналист.
На фоне напряженности в отношениях Вашингтона и Эр-Рияда в связи с законом по подаче исков за теракты 11 сентября к Саудовской Аравии автор Odatv.com (3.10) делает вывод, что «сейчас и саудиты после Турции стремятся к сближению с Россией против США». «Настоящий кошмар для Дяди Сэма произойдет в том случае, если к трио Россия — Иран — Сирия присоединятся Турция, Саудовская Аравия и Ирак. Особенно если учесть Китай, который осторожно подбирается к Ближнему Востоку», — пишет автор.
По мнению Vatan (3.10), после провала перемирия в Сирии риторика Москвы и Вашингтона обретает все более «угрожающий тон». По оценкам издания, с 30 сентября 2015 года, когда Россия начала военные операции в Сирии, погибли 20 российских военнослужащих; в настоящее время в САР воюет более четырех тысяч российских военных; к настоящему моменту в ходе бомбардировок России в Сирии погибло 3 тысячи 800 мирных жителей.
По мнению колумниста Milliyet (5.10), провал российско-американского соглашения о перемирии в Сирии подразумевает, во-первых, начало новой борьбы между Россией и США и в некотором смысле атмосферу холодной войны, а во-вторых, предпочтение в пользу военного, а не политического, решения в Сирии.
Колумнист Milli gazete (5.10) убежден, что ни США, ни Россия, по крайней мере сейчас, не хотят решения сирийской проблемы; две страны поделили Сирию на сферы влияния и желают укрепить свое господство в них, поэтому продолжение столкновений отвечает их интересам.
Milliyet (5.10), комментируя информацию об отправке зенитных ракетных систем С-300 в Сирию, заключает, что после приостановки переговоров США и России по Сирии этот шаг Москвы приведет к еще большей эскалации напряженности. Как напоминает издание, ранее Россия дислоцировала в САР системы С-400. А по выражению автора Star (8.10), присутствие С-300 и С-400 в регионе фактически несет угрозу в адрес США.
Как отмечает Akşam (5.10), в момент обострения отношений США и России — «важнейших плеймейкеров в Сирии» — два российских ракетных корабля «Зеленый дол» и «Серпухов» прошли через пролив Босфор и направились в Средиземное море. Anadolu Ajansı (6.10) приводит мнение экспертов о том, что, наращивая военное превосходство России в Сирии, Москва стремится сдержать Вашингтон от применения военных альтернатив против сирийского режима.
«Борьба США и России привела к тому, что люди снова оказались под градом бомб. А это показывает, что война в Сирии — не война сирийцев, а война некоторых других. „Мир больше пяти“, но эти „пятеро“ только наносят удары, и нет никого, кто бы остановился. Как и тех, кто сказал бы „стоп“», — пишет колумнист Star (7.10). По мнению авторов Sözcü (5.10; 6.10), перепалка России и США еще более затрудняет решение сирийской проблемы и подводит мир к порогу войны.
Обозреватель Yeni Şafak (9.10) констатирует, что сфера разногласий США и России охватывает не только Сирию. Военные учения НАТО и России, рост расходов на оборону, напряжение в Черном море, «стычки самолетов» России и стран НАТО, приостановление сотрудничества США и России в определенных сферах — все это не сулит миру ничего хорошего, заключает журналист.
Как отмечает Sözcü (9.10), на момент эскалации напряженности в отношениях США и России приходится заявление минобороны РФ об отправке в Калининград ракетных комплексов «Искандер», которые могут нести ядерные боеголовки. Отмечается, что этот шаг России может быть ответом Североатлантическому альянсу, который в последнее время укрепляет свой восточный фланг, а в следующем году планирует дислоцировать четыре батальона в Польше, Литве, Латвии и Эстонии.
Автор Odatv.com (6.10) полагает, что в случае возникновения ядерной войны между США и Россией тактические ядерные бомбы, складированные на базе Инджирлик в Турции, не сыграют какой-либо роли против «врага, обладающего очень высоким ядерным потенциалом», а только сделают Турцию частью ядерной войны и мишенью России. В такой ситуации Турция должна остаться вне этой войны и, в частности, вернуть хранящиеся на базе Инджирлик ядерные вооружения их хозяину. Также подчеркивается, что наличие ядерных вооружений на базе Инджирлик — главное препятствие на пути дальнейшего развития отношений Турции с Россией и Ираном.
О закулисных событиях в урегулировании кризиса в турецко-российских отношениях рассказывает колумнист Yeni Çağ (5.10): немаловажную роль в этом процессе сыграл визит в Россию трех отставных военных [генерал-лейтенанта сухопутных войск Исмаила Хаккы Пекина (İsmail Hakkı Pekin), контр-адмирала Сонера Полата (Soner Polat), генерал-майора авиации Беязыта Караташа (Beyazıt Karataş)], которые поведали российской стороне о том, что инцидент с уничтожением российского Су-24 в ноябре 2015 года — заговор, рассчитанный на то, чтобы вбить клин между Турцией и Россией и нанести вред национальным интересам Турции в Сирии.
Нормализация турецко-российских отношений снова подняла на повестку дня проект «Турецкий поток», отмечает колумнист Hürriyet (6.10), сообщая, что в ходе визита Владимира Путина в Стамбул 10 октября по проекту «Турецкий поток» могут быть поставлены важные подписи. Подчеркивается, что этот проект незаменим с точки зрения становления Турции «энергетическим узлом» и «центром торговли природным газом».
СМИ сообщают, что накануне визита Владимира Путина в Стамбул состоялась встреча глав экономических ведомств двух стран, на которой стороны подписали «историческое» совместное заявление о двустороннем развитии торгово-экономических отношений (Star, 9.10; Sözcü, 9.10). По ее итогам издания приводят слова министра экономики Турции Нихата Зейбекчи (Nihat Zeybekci) о том, что турецко-российские отношения «достигли отрадной точки».
Güneş (9.10) после встречи министров экономики России и Турции обращает внимание на подписание сторонами заявления о создании российско-турецкого инвестиционного фонда, который, как ожидается, составит один миллиард долларов и при необходимости будет увеличен.
Важнейшей станет встреча президентов Эрдогана и Путина на полях 23-го Всемирного энергетического конгресса в Стамбуле, подытоживает Milliyet (9.10). При этом газета Timetürk (9.10) напоминает, что за последние два месяца президенты России и Турции провели две личные встречи и четыре раза побеседовали по телефону; визит Владимира Путина в Стамбул станет первым визитом российского лидера в Турцию после самолетного кризиса в российско-турецких отношениях.
Согласно Milliyet (8.10), главной темой саммита станет экономическое сотрудничество России и Турции. Приоритетные для Турции темы — ограничения, связанные с ввозом турецкой продовольственной продукции в Россию и приемом на работу граждан Турции в России.
Газета Yeni Çağ (8.10) сообщает о восьми пунктах повестки дня саммита: подписание соглашения по «Турецкому потоку», обсуждение вопросов безвизовых поездок, решение проблем в сфере туризма, транспортных квот, торговли сельскохозпродукцией, ускорение работ по строительству АЭС, отмена запретов в строительном секторе, использование национальных валют в двусторонней торговле.
В повестке дня встречи Эрдогана и Путина есть и неожиданный пункт, пишет Akşam (9.10), сообщая, что на переговорах может проясниться вопрос о скидке на природный газ в размере 10,25%, о которой Россия и Турция договорились давно, но она так и не была претворена в жизнь из-за самолетного кризиса.
В этом же номере газеты сообщается, что турецкие грузоотправители, которые все еще сталкиваются с проблемами виз, разрешений на перевозки, негативным представлением о турках, сформировавшимся за время кризиса, ждут визита Владимира Путина в Турцию с особым волнением (Akşam, 9.10).
Накануне визита российского президента в Стамбул министр энергетики РФ Александр Новак ответил на вопросы Hürriyet (9.10), подчеркнув, что кратчайший путь к нормализации российско-турецких отношений лежит через реализацию проектов газопровода «Турецкий поток» и АЭС «Аккую».
По выражению главы Международной ассоциации экономики энергетики (IEAA), профессора Гюркана Кумбароглу (Gürkan Kumbaroğlu), встреча российского и турецкого президентов 10 октября напрямую повлияет на судьбу Ближнего Востока (Star, 9.10; Yeni Akit, 9.10).