Еще до отмены своего визита в Париж «по случаю открытия православного собора во славу России» лидер Кремля вызвал всеобщее замешательство, в том числе президента Франсуа Олланда, пишет Le Huffington Post (11.10). Столкнувшись с нерешительностью французов, предлагающих ограничить визит переговорами по Сирии, Москва отказалась от поездки. Однако дискуссия продолжается во всех политических кругах. Владимир Путин нанес двойной удар: застал врасплох французскую дипломатию, занимающую жесткую позицию в отношении России из-за войны в Сирии, а также внес раскол в ряды французских политических партий.
Представители правого разрываются между решениями в поддержку Путина или против него. Они понимают, что в разгар первичных выборов правых кандидатов поддержка ими России может вызвать глубокий раскол по поводу внешней политики. С одной стороны, сторонники Путина, такие как Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) и Франсуа Фийон (François Fillon), считают, что Франция не может позволить себе перестать разговаривать с Москвой, независимо от аннексии Крыма или военных преступлений в Сирии. С другой стороны, противники Путина во главе с Аленом Жюппе (Alain Juppé) и Эрве Маритоном (Hervé Mariton), утверждают, что Россия перешла красную черту.
Принимать или не принимать Путина в Париже, вот вопрос который мучает президента Олланда, пишет Le Parisien (11.10). Два лидера должны были принять участие в открытие Российского духовно-культурного центра 19 октября. Французская сторона предположила, что визит российского президента может обернуться простой частной поездкой. Официальные встречи с Путиным будут возможны при условии, что этот визит позволит продвинуться по пути мирного процесса в Сирии.
По словам высокопоставленного дипломата, французские власти не разрывают отношения с Россией, но больше не собираются с ней любезничать: «Президент не сможет участвовать в каком-бы то ни было мероприятии, если не будет виден прогресс по ситуации в Алеппо. Решать России». А вот бывший премьер-министр Франсуа Фийон считает, что Франсуа Олланд должен принять Владимира Путина. «Не воевать же с Россией?» Другой представитель правого крыла, Ален Жюппе, — также выступает за диалог с Россией, но не в ущерб интересам Франции.
Госсекретарь США Джон Керри положил конец тому, что сирийская оппозиция называла фарсом, отмечает Le Monde (05.10). Его представитель Джон Керби объявил в понедельник, 3 октября, что США прекращают вести переговоры с Россией по Сирии, так как восточная часть Алеппо продолжает подвергаться ожесточенным обстрелам, совершаемым сирийской армией и ее союзником Россией. Сотрудничество между двумя странами возвращается на доконфликтный уровень. Сейчас нужно не допустить возможность столкновений в небе Сирии военных самолетов двух стран, которые преследуют разные цели: разгром мятежников — для русских, и уничтожение «Исламского государства» (запрещенной в РФ террористической организации — прим.ред.) — для американцев.
Соединенные Штаты и Россия вступили в новый цикл противостояния, который означает конец «перезагрузки», инициированной администрацией Обамы после его прихода к власти в 2009 году, пишет Le Figaro (05.10). На этот раз разногласия по Сирии похоронили всякую надежду на восстановление доверия между Москвой и Вашингтоном, во всяком случае, до прихода нового хозяина в Белый дом.
Восточный Алеппо стал «адом на земле», к такому заключению пришли в ООН, отмечает газета La Croix (05.10). Авиация сирийского режима и России разбомбила самый большой госпиталь в этой части города, контролируемого повстанцами. В восточном Алеппо правительственные войска при поддержке союзника России используют ту же стратегию, что и в других городах, откуда изгнаны повстанцы: окружить, полностью изолировать, изнурить жителей, а затем дать им возможность уйти.
Чтобы добиться падения Алеппо русские действуют также жестоко, как когда-то в Чечне, к такому выводу приходит автор репортажа в Le Figaro (05.10). Такие же масштабные разрушения можно было увидеть в чеченской столице Грозном после двух военных операций российской армии, которая сломила эту маленькую кавказскую республику, пожелавшую стать независимой в 1990-е годы. В Грозном самолеты и российские танки обстреливали кладбища во время церемоний, рынки, больницы и машины скорой помощи. В Алеппо они бомбят больницы, гуманитарные конвои, разрушают объекты гражданской инфраструктуры, уничтожают запасы воды и еды. В 1999 году Владимир Путин пообещал «мочить террористов в сортире». В Алеппо он борется с «террористами», которые восстали против режима Башара Асада.
Россия блокирует пятую, с момента начала войны в Сирии, резолюцию СБ ООН, пишет Le Monde (09.10). Правда, Пекин, который до сих пор поддерживал политику Москву, на этот раз воздержался. «Впервые Китай дистанцируется от российского вето по Сирии», — отметил французский посол в ООН Франсуа Делаттр (François Delattre), высказав надежду на то, что после такого результата голосования станет возможным оказать «максимальное политическое давление на Дамаск и Москву». Одиннадцать из 15 членов Совета Безопасности проголосовали за французскую резолюцию, которую поддержали около пятидесяти стран.
Проект закона о новых контрактах для военнослужащих, участвующих в операциях за рубежом, готовится представить в Государственную думу российское правительство, пишет газета Le Monde (07.10). Резервисты и призывники будут служить по контракту, срок которого будет определяться чрезвычайными обстоятельствами. Данный документ может быть предвестником отправки военных подкреплений на российскую базу Хмеймим, так как ситуация в Сирии ухудшилась после отказа от прекращения огня и прекращения американо-российских переговоров.
Популярность России растет, а США — падает; русские движутся вперед, а американцы прибывают в нерешительности, отмечает Le Monde (07.10). На информационном пространстве Россия под руководством Путина преумножает победы, США накануне президентских выборов — в подавленном состоянии. Путин предстает в образе уверенного лидера: ясный ум, твердая рука, он главный в Сирии, показывая всему миру, что Россия — сверхдержава. Россия руководима и наращивает силу. Россияне — в восторге, европейцы — в полуобморочном состоянии.
Автор материала приводит слова Трампа о том, что Америка движется к позиции развитого третьего мира, она теряет миллионы рабочих мест, утекающих в Китай и Мексику. Ее обходят на международной арене и больше не уважают, как раньше. Однако Якоб Вайсберг (Jacob Weisberg), возглавляющий американское интернет-издание Slate, считает слова Трампа «расчетливым и демагогичным пессимизмом», отмечая при этом, что Хиллари Клинтон также идет на поводу упаднических настроений в обществе.
Со времен холодной войны американские президентские выборы не проходили в контексте таких напряженных отношений с Москвой, отмечает Le Figaro (06.10). «Провокации со стороны России требуют ответа от Соединенных Штатов», — заявил во вторник вечером Майк Пенс (Mike Pence), напарник Дональда Трампа на выборах. Во время недавних дебатов он высказался в пользу американских ударов против режима Дамаска, идя на риск прямого противостояния с российской армией, которая его защищает. Пенс также заверил, что когда Трамп станет президентом, Вашингтон не откажется от размещения американской ПРО в Чехии и Польше, эдакая «красная тряпка» для Владимира Путина.
Многое изменилось к худшему в России после убийства Анны Политковской, считает Элен Блан (Hélène Blanc), комментируя ситуацию с политическими свободами и свободой слова. Были убиты другие журналисты, многие из которых работали в «Новой газете». При этом не был найден ни один заказчик. Атаке Москвы подвергаются не только русские. В конце сентября был задержан украинский журналист Роман Сущенко, корреспондент информационного агентства «Укринформ», аккредитованный в Париже. Обвиняемый в шпионаже, он был брошен в Лефортовскую тюрьму. Российское телевидение активно демонстрирует сюжеты о нем (Le Figaro, 07.10).