«Несомненный шедевр». SvD перечисляет претендентов на Нобелевскую премию по литературе, которую присуждают 13 октября. Рецензенты редакции SvD Kultur рекомендуют лучшие работы этих писателей.
Нгуги Ва Тхионго (Ngugi wa Thiong’o)
Родился в 1938 году в Кении. Писатель и сценарист, литературный пионер, одним из первых в форме романа сформулировал тему притеснений и борьбы за свободу в Африке. Сейчас пишет на языке кикуйю, чтобы его творчество было доступно и тем людям, которые становятся персонажами его произведений. Периодически живет в Великобритании, где написал ставшую прорывом книгу «Пшеничное зерно» (1967), а также в США. Некоторое время провел в Швеции.
Рекомендация: «Сны во время войны» (2010).
«Когда Нгуги Ва Тхионго пишет в своих романах о колониализме, марксистские абстракции и тон проповедника часто мешают восприятию. А автобиография „Сны во время войны“ передает конкретный опыт автора. Центральные темы — критика колониализма и борьба за право на образование. Также книга тепло и трогательно описывает жизнь на фоне притеснений», — комментирует Магнус Эрикссон (Magnus Eriksson).
Адонис (Adonis)
Родился в 1930 году в Сирии.
Самый выдающийся из современных поэтов арабского мира. Полные символики стихи Адониса отсылают к французским сюрреалистам и различным религиозным традициям. Как феминистский эссеист и активист, он жестко критикует ислам. С 1980-х живет в изгнании в Париже.
Рекомендация: «Вот мое имя» (2006).
«Адонис невероятно плодовит, его творчество не охватить взглядом. Избранные произведения „Вот мое имя“ — прекрасная возможность познакомиться с его ярким поэтическим миром. А эссе Сигрид Кале (Sigrid Kahle) позволяет поместить литературный бунт Адониса против традиций в масштабный исторический и культурный контекст», пишет Кристоффер Леандор (Kristoffer Leandoer).
Юн Фоссе (Jon Fosse)
Родился в 1959 году в Норвегии.
Романист и драматург, чьи произведения ставят на сценах по всей Европе. Положил начало постмодернизму в норвежской литературе. С большой серьезностью изображает уязвимость человека перед лицом капризов судьбы и хода времени. Отличается мелодикой языка.
Рекомендация: «Трилогия» (2014–2015).
«Список произведений Юна Фоссе содержит не менее тридцати пьес. Но тот, кто хочет познакомиться с ним как с писателем, может начать с цикла романов „Трилогия“, написанного на поэтичном наречии Бергена. Каждая минута молчания заполнена ощущениями. Язык архаичен. Главный мотив — искусство и художник. Фоссе — католик, и это сильно повлияло на „Трилогию“. Уникален и язык Фоссе с его суггестивной настойчивостью и суровой красотой», — говорит Ларс Ринг (Lars Ring).
Филип Рот (Philip Roth)
Родился в 1933 году в США.
Великий автор современной Америки, который в своих произведениях никогда не боялся показать самые позорные уголки человеческой сущности. Не любит публичности, не делает свою личную жизнь достоянием общественности, однако интересуется политикой — выступал против войны во Вьетнаме. Его можно назвать литературным активистом: в середине 70-х познакомил публику с восточноевропейскими писателями, например, Миланом Кундерой в переводе на английский.
Рекомендация: «Людское клеймо» (2000).
«Можно посоветовать многое из богатого творческого наследия Рота, но „Людское клеймо“ о пожилом и немного странном университетском преподавателе Коулмане Силке — это нечто особенное. Насколько жалким и банальным может быть герой романа, не переставая при этом пробуждать у читателей симпатию и одобрение? Рот внедряется в самые дальние глубины человеческой психики», — пишет Мадлен Леви (Madelaine Levy).
Петер Хандке (Peter Handke)
Родился в 1942 году в Австрии.
Член «Группы 47» и автор популярных романов, пьес, стихотворений и киносценариев, в том числе к фильму «Небо над Берлином» Вима Вендерса (Wim Wenders). В последние годы его сильно критикуют за поддержку Слободана Милошевича. Хандке произнес речь на его похоронах.
Рекомендация: «Мой год в бухте Ничто» (1994).
«В этом монументальном произведении мы встречаем писателя в пригороде Парижа, и он рассказывает о своей жизни, разочарованиях, воспоминаниях о друзьях, ныне разбросанных по всему миру. Язык, сказка и миф становятся материалом нового сознания и нового мироощущения. 1000-страничная исповедь о возможной жизни», — пишет Мартин Лагерхольм (Martin Lagerholm).
Петер Надаш (Péter Nadas)
Родился в 1942 году в Венгрии.
Мастер, который посвящает своим произведениям много времени: последняя книга «Параллельные истории» создавалась почти два десятилетия. В детстве Надаш пережил советскую блокаду Будапешта, в эпоху коммунизма ему запрещалось писать. Как писатель он часто строит сюжет на столкновении исторических событий с бессильной личностью.
Рекомендация: «Книга воспоминаний» (1986).
«Здесь Петер Надаш исследует, возможна ли любовь в диктатуре. В результате написан страстный и мясистый роман-гигант, в котором через несколько отдельных судеб выводятся политические катастрофы столетия. Этот роман стал международным прорывом Надаша, его можно по праву сравнить с большими произведениями Пруста и Музиля», — считает Сесилия Ханссон (Cecilia Hansson).
Джойс Кэрол Оутс (Joyce Carol Oates)
Родилась в 1938 году в США.
Очень плодовитая и популярная писательница (говорят, что это играет против нее в ходе нобелевских дебатов). В своих художественных и публицистических произведениях изображает отношения между людьми, американское общество и шрамы, оставленные болезненными жизненными ударами.
Рекомендация: «Блондинка» (2000).
«Несомненный шедевр. Удивительным образом показанная изнутри женщина, превращение молодой Нормы Джин в Мэрилин Монро. Об амбивалентной зависимости от полных желания взглядов окружающего мира. Об участии писателя в эксплуатации судеб. Так кто же кого использует?» — задается вопросом Кристина Сандберг (Kristina Sandberg).
Мирча Кэртэреску (Mircea Cărtărescu)
Родился в 1956 году в Бухаресте.
Мирчу Кэртэреску называют «совестью Румынии». В своих художественных произведениях он в свободной постмодернистской форме исследует румынскую культуру, пребывающую под воздействием Востока и Запада. Как человек, имеющий влияние на общественное мнение, он борется за свободу слова и права человека в стране новой и хрупкой демократии.
Рекомендация: «Ослепительный» (2004–2008).
«Великолепная трилогия Мирчи Кэртэреску „Ослепительный“ — это литературная история о созидании, в которой реальность, сны и видения соединяются в ослепляющей вселенной, которая вмещает в себя „все“. Читатель теряется, находит дорогу домой и затем снова утрачивает опору.
Сюжет разыгрывается в Бухаресте, где глазами главного героя Мирчи показывается история Румынии — феодальное прошлое, ужасы Второй мировой войны, будни коммунистического государства. „Ослепительный“ — произведение, которое раз за разом взрывается и рождается вновь, колеблется от низшего к высшему, и читателю ничего не остается, кроме как следовать за ним, пока не будет перевернута последняя из четырнадцати тысяч страниц», — пишет Сесилия Ханссон (Cecilia Hansson).
Родился в 1939 году в Израиле.
Амос Оз вырос в иммигрантской семье интеллектуалов-сионистов, которая попыталась овладеть ивритом и начать в Израиле новую жизнь, но так и не нашла своего места. Сам Оз (чья фамилия — это псевдоним, означающий «сильный») стал профессором литературы, борцом за мир и одним из самых читаемых писателей в стране.
Рекомендация: «Познать женщину» (1989).
«Как и многие другие произведения Оза, „Познать женщину“ затрагивает тему отстраненности женщины, ее стремления к смерти, а также желания и неспособности мужчины ее понять. Непреодолимая граница между человеком и человеком. Роман однообразен, он представляет собой ничто, которое в слиянии с читателем превращается в великое искусство, высший смысл — и счастье», — пишет Сигрид Комбюхен (Sigrid Combüchen).
Ко Ын (Ko Un)
Родился в 1933 году в Корее. Поэзия Ко Ына несет на себе отпечаток драматических событий его жизни — Корейской войны, периодов в качестве буддийского монаха и борца за мир, корейской тюрьмы. Нередко поэзия воплощает его собственный яркий темперамент с искрами откровенного юмора, быстрыми врезками и внезапными восклицаниями.
Рекомендация: «Мириады жизнеописаний и другие стихотворения» (2005).
«Грандиозное произведение Ко Ына „Манинбо“ („Мириады жизнеописаний“) — поэтический каталог зарисовок характеров всех, кого поэт встречал в течение жизни. Многие стали жертвами многочисленных конфликтов на Корейском полуострове. Из запланированных десяти тысяч стихотворений „Манинбо“ Ко написал 4001 в 30 томах. По-шведски о них можно составить впечатление в переводе „Десять тысяч следов“», — сообщает Оскар Росси (Oscar Rossi).
Бэй Дао (Bei Dao)
Родился в 1949 году в Китае.
Автор под псевдонимом Бэй Дао («Северный остров») начал писать в 70-х и стал одним из наиболее выдающихся «туманных поэтов» Китая. В начале своего творческого пути он работал на чугунолитейном заводе и вдохновлялся техниками киносъемки. В Китае его долго не публиковали, приходилось жить в ссылке, но сейчас книги Бэй Дао разрешены.
Рекомендация: «Избранные стихотворения» (1995).
«Бэй Дао принадлежит к восточнокитайской литературной группировке, которую называли „туманными поэтами“ за их вдохновленный модернизмом герметический язык. Примеры можно найти в „Избранных стихотворениях“ — сборнике интимной и глубоко личной лирики, часто — мрачных и горестных песнопений, в которых основное внимание уделяется состояниям духа и мечтам», — пишет Виола Бао (Viola Bao).
Харуки Мураками (Haruki Murakami)
Родился в 1949 году в Японии.
Невероятно популярный и весьма влиятельный Харуки Мураками (который прежде, чем стать писателем, работал в магазине пластинок и держал джазовый клуб) сталкивает в своих произведениях реализм и фантазию, Восток и Запад. Сюжеты его книг разыгрываются в Азии, но все аллюзии отчетливо приводят к англо-саксонской культуре, часто — к популярной музыке. Кроме литературного творчества, Мураками страстно интересуется бегом, о чем тоже пишет.
Рекомендация: «Подземка» (2000).
«„Подземка“ — книга интервью, выпущенная Мураками после газовой атаки в токийском метро в 1995 году. С большой человечностью он прислушивается к проявлениям чувства долга и мужества у жертв и преступников, а также показывает слепое послушание, рождающее насилие. Незабываемый портрет японского общества, ключ к писательскому мастерству», — пишет Кристоффер Леандор (Kristoffer Leandoer).
Лес Маррей (Les Murray)
Родился в 1938 году в Австралии. Поэт, критик и антрополог Лес Маррей — католик-конвертант. Он родился на молочной ферме в Южном Уэльсе. Его современная поэтическая техника передает будни Австралии, в ней отразились перенесенные в детстве издевательства со стороны сверстников и невзгоды взрослой жизни.
Рекомендация: «Фреди Нептун» (1998)
«В Первую мировую войну моряк Фред Бёттхер немецко-австралийского происхождения увидел, как сжигают живьем армянских женщин, и потерял чувствительность. „Фреди Нептун“ свободным гекзаметром рассказывает о человеке, который несет на своих плечах страдания всего мира. Стихотворная форма удивительно оригинально и ритмична, будто Маррей позаимствовал собственный ритм творца, чтобы комментировать его творения. Он затрагивает тему о том, что нельзя вылечить. С этим можно только научиться жить», — говорит Йенни Мария Нильссон (Jenny Maria Nilsson).
Энн Карсон (Anne Carson)
Родилась в 1950 году в Канаде.
Писательница, переводчик, специалист по античности. Сейчас живет в американском Мичигане. Среди интеллектуального и образного творчества Карсон, на которое сильное влияние оказал ее интерес к античной литературе и жизни античного общества, есть примеры поэзии, прозы, публицистики, перфоманса. Нередко все эти жанры сливаются в одном и том же произведении.
Рекомендация: «Автобиография Красного» (1998).
«Этот роман в стихах, который стал большим прорывом Карсон, представляет собой запутанную интеллектуальную игру с известным античным мифом и, вместе с тем, эротичную, эмоциональную и трогательную трагедию судеб. Повествование строится вокруг Гериона — очень человечного красного чудовища с крыльями, тоскующего по идеализированному образу Геракла», — сообщает Мадлен Леви (Madelaine Levy).
Сесар Айра (César Aira)
Родился в 1949 году в Аргентине.
Самый смелый экспериментатор и сюрреалист из всех претендующих на Нобелевскую премию авторов. В своих произведениях он часто обращается к истории, возвращается в XIX век. Айра очень продуктивен, он уже опубликовал 80 книг. Помимо писательства, он успевает преподавать литературу, переводить с нескольких языков, регулярно писать для таких газет, как El País и The New Yorker.
Рекомендация: «Литературная конференция» из сборника произведений «3xАйра. Введение» (2005).
«Проза Сесара Айры и, вероятно, в первую очередь роман „Литературная конференция“, становятся доказательством суверенитета повествования в повествовании. Текст Айры то и дело наталкивается на проявления полной идиотии и радостные сюжетные тупики и превращается то в непредсказуемые синтезы высокопарных метафизических рассуждений, то в самое фиглярское чтиво», — пишет Оскар Росси (Oscar Rossi).