Отказ США и некоторых других стран поддержать российскую резолюцию в Совбезе ООН с осуждением минометного обстрела российского посольства в Дамаске — «полное пренебрежение к дипломатическому этикету» и «неуважение вышеупомянутых стран к Венским конвенциям о дипотношениях», — эту оценку ситуации, данную российскими дипломатами, огласила Hamshashri (6.10). Формулировки предложенного Россией проекта резолюции были совершенно стандартными, однако для ряда входящих в Совбез стран пустым звуком являются не только формальности протокола, но и элементарный призыв к нравственности и человечности, процитировала газета заявление Постоянного представительства РФ при СБ ООН.
Запад снова стал обсуждать возможности введения против РФ новых санкций после провала благодаря вето России предложенной Францией резолюции СБ ООН о создании над Алеппо бесполетных зон, способных помочь только боевикам «Джебхат ан-Нусры» (запрещенная в России террористическая организация – прим. ред.), но никак не мирным жителям, сообщила Kayhan (9.10). Однако глава французского МИДа после консультаций с итальянским и немецким коллегами заявил, что не считает нужным начинать новую санкционную войну с Россией «лишь ради самих санкций». Глава МИД Германии подчеркнул также, что сейчас необходимо думать не только о ситуации вокруг Алеппо, но и о том, как предотвратить гибель мирных жителей по всей Сирии, добавила газета.
Никакие другие силы не сделали столько для возвращения Ближнему Востоку мира и стабильности, сколько совершили на данном пути Иран и Россия — такова основная мысль выступления посла ИРИ в России Мехди Санаи на международной конференции «Религия против терроризма», прошедшей в РУДН, рассказала Kayhan (9.10). По мнению дипломата, особые заслуги в деле противодействия экстремизму и возврата региона к мирной жизни принадлежат Координационному центру по борьбе с терроризмом в Багдаде, в работе которого участвуют четыре страны — Иран, Россия, Ирак и Сирия. Дипломат при этом напомнил, что есть в мире и другие игроки, у которых цели, увы, совсем иные: для них приоритетными являются задачи свержения существующих правительств и перекраивания госграниц. Самым опасным является то, что такие силы не гнушаются использовать ради достижения корыстных целей террористов, которых они делят на «хороших» и «плохих», отметила газета.
Жесткие заявления России после того, как мировые СМИ заговорили о возможном авиаударе по позициям сил Башара Асада, следует расценивать как «последнее предупреждение» для США: далее предупреждений уже не будет, а последуют конкретные действия, пишет Hamshahri (7.10). России, в случае подобных сценариев, придется принимать меры по обеспечению безопасности находящихся в САР своих военнослужащих и имеющейся там инфраструктуры, заявил официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенко. При этом он рекомендовал коллегам в Вашингтоне внимательнее изучить последствия плохо продуманных шагов, а также не повторять тех «ошибок», которые уже были совершены американской авиацией при бомбардировках Дейр-аз-Зора 17 сентября, не без иронии замечает газета.
Действия и заявления США стали причинами сосредоточения российских ЗРК С-300 в Сирии, пишет обозреватель портала Javan (8.10) Рухаллах Салехи (Ruhallah Salehi). Глава американской дипломатии Джон Керри говорил о необходимости расследовать некие военные преступления армии САР и намекал о вероятности «карательных действий» в отношении нее. Россия после отказа американцев сотрудничать с ней по сирийскому урегулированию и их угрозами терактов в российских городах тоже не стала молчать. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова объяснила действия России участившейся утечкой информации из американских военных кругов относительно готовящегося авиаудара по позициям сирийских правительственных сил. Таким образом РФ предлагает «симметричный» ответ на угрожающие жесты Запада, поскольку неоднократно давала понять, что любой воздушный удар по позициям сирийской армии будет считаться «ударом и по России», поясняет обозреватель.
В ноябре 2015 года, напоминает Салехи, Россия разместила зенитные комплексы С-400 на авиабазе Хмеймим, мотивируя это необходимостью обезопасить полеты своих ВКС, поддерживающих с воздуха операции сирийских военных против террористов. Теперь, с сосредоточением в САР комплексов С-300, Россия показывает: она не намерена уходить из Сирии, а сосредоточенный ею на территории арабской республики военный персонал не только не сократится, но будет даже увеличен. Эксперты и наблюдатели говорят о том, что в Сирии действительно может появиться бесполетная зона. Но только объявлена она будет не Америкой, а Россией, указывает обозреватель.
Весьма показательно, продолжает Салехи, что именно в дни, когда конфронтация России и США по Сирии выходит на новый уровень, вдруг становится известно о намерении российского лидера посетить Стамбул. Путин планировал прибыть на Стамбульский всемирный конгресс по энергетике и на полях его пообщаться с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом. Но, наверняка, их разговор будет не только о проблемах энергетики: турецкие аналитики не сомневаются, добавил автор, что оба лидера не отступят от курса, взятого минувшим летом в ходе встречи в Санкт-Петербурге.
Комментируя нынешнее состояние российско-американского диалога по Сирии, лидер России Владимир Путин пояснил, почему в данный момент диалога у РФ с США фактически нет, и какое значение Россия вкладывает в понятие «переговоры», пишет Khorasan (14.10). Путин подчеркнул, что вести диалог с американскими партнерами — дело сложное: США сначала навязывают участникам переговоров свои пожелания, а затем требуют их выполнения. Россия не приемлет переговоры в подобном стиле: для нее диалог — это не молчаливая готовность выполнять чужую волю, но, прежде всего, обмен мнениями и совместный поиск решений. К таким переговорам, по словам Путина, Россия будет готова в любой момент, подытожило издание.
Но Россия показывает, что подобные шаги вовсе не будут ограничиваться только Сирией: она подумывает о воссоздании военных баз во Вьетнаме и на Кубе, существовавших там с советских времен и закрытых в начале 2000-х годов. Однако их закрытие не привело к исчезновению напряженности в отношениях с Западом, на что рассчитывало российское руководство. Стоило лишь разгореться политическому кризису на Украине, как все былые противоречия вспыхнули с новой силой. И сейчас Россию куда больше заботят вопросы военного присутствия и защиты интересов в разных регионах мира, нежели вопросы «разрядки» и сокращения вооружений, утверждает Javan.
Между тем Минэкономразвития РФ зарезервировал в бюджете страны особый пакет объемом в 680 миллиардов рублей, предназначенный исключительно на нужды национальной обороны, сообщает Javan (9.10). Но при этом также предусматривается, что доля военных расходов в ВВП России будет поступательно сокращаться в 2017–2019 годах. В будущем году доля расходов на оборонные нужды в ВВП должна составить 3,7%, в 2018 — 3%, а в 2019 — только 2,9%, отметило издание.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель посетовала, что немецкие предприниматели испытывают больше доверия к России, чем к США, сообщается на портале Javan (8.10). Канцлеру пришлись не по душе сомнения деловых кругов Германии касательно переговоров с США о создании трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, известного в латинской аббревиатуре как TTIP. Меркель считает, что если бы подобные вопросы обсуждались на переговорах с Россией, то ей не пришлось бы слышать и половины той критики, которую она слышит сейчас, отметило издание. «Здесь есть о чем задуматься» — процитировала Javan соответствующие слова лидера ФРГ.
О причинах неудач производителей из Ирана на российском рынке рассуждал в Hamshahri (8.10) член управляющего совета Ассоциации пищевых промышленников ИРИ Керими Тафреши (Kerimi Tafreshi). По его мнению, прошедшие 2,5 года стали временем «упущенных возможностей» для иранских предпринимателей в сфере пищевой промышленности. За период, когда Россия — в ответ на введенные против нее санкции — перестала импортировать ряд товаров из стран Запада, а затем и из Турции, товары иранского пищепрома имели хорошие перспективы заполнить вакуум на российском рынке, но этого не случилось. Не помогли и договоренности РФ и ИРИ по экспорту продовольствия из Ирана в Россию, хотя дались эти соглашения «довольно легко», подчеркивает Тафреши.
Разбираясь в причинах неудач, Тафреши отмечает, что к ним привело несоблюдение иранскими предпринимателями ряда условий, «как воздух» необходимых, дабы обрести хоть какие-то позиции в этой стране. Во-первых, они не придавали значения такой банальной вещи, как упаковка товара, во-вторых, игнорировали требования, которые обычно предъявляет Россия к импортируемым товарам, а в-третьих, сами производители просто боялись «соваться» на гигантский российский рынок.