Россия остается «страной неизвестных заказчиков», — констатировала Gazeta Wyborcza (07.10) в десятую годовщину убийства журналистки Анны Политковской, размышляя об итогах расследования этого преступления. Стала ли смерть автора репортажей, разоблачавших преступления российских военных на Кавказе, подарком ко дню рождения Владимира Путина? Или, как предпочитают говорить российские власти, кто-то убил критиковавшую Кремль журналистку, чтобы бросить тень на его хозяина и выставить Путина кровавым тираном, расправляющимся со своими противниками?— размышляет корреспондент газеты.
Однако слова Путина и его людей, добавляет он, «девальвировались сильнее, чем рубль», поскольку Россия создала огромное количество лжи вокруг смерти Сергея Магнитского, убийства Александра Литвиненко, катастрофы малазийского «Боинга», и чтобы их заявления вновь приобрели какой-то вес, «президенту пришлось бы приказать расследовать хотя бы загадку убийства Политковской».
Анна Политковская с конца 1990-х годов регулярно ездила на Кавказ и бывала в самых опасных местах. Она описывала трагедию чеченцев, вскрывала факты коррупции и злоупотреблений российских военных и сотрудников спецслужб, рассказывала о похищении чеченских мирных жителей и пытках, выступала непримиримым критиком Владимира Путина и главы Чечни Рамзана Кадырова (так в оригинале статьи – прим. ред.), вспоминает Newsweek Polska (07.10).
Год назад суд вынес приговор исполнителям преступления и их пособникам, однако, как подчеркивают коллеги Политковской по «Новой газете», они были лишь «статистами». Между тем, пишет еженедельник, «истинные заказчики остаются неизвестными: власть скрывает их, или они сами принадлежат к властным кругам».
Согласно данным опросов, год от года все меньше россиян верят в то, что к убийству Анны Политковской причастны российские спецслужбы. «А это, к сожалению, означает, что стратегия властей, заключающаяся в затягивании дела и показном наказании пешек, оказалась действенной: она сняла подозрения с истинных врагов отважной журналистки», — подводит итог издание.
Россия перебросила в Калининградскую область ракетные комплексы «Искандер-М», возможно, как заявляют представители российской армии, временно, для проведения учений, а, возможно, для размещения в регионе на постоянной основе, сообщила Gazeta Wyborcza (09.10). Москва давно грозила таким шагом в ответ на появление в Польше элементов американской системы противоракетной обороны, однако в последние недели Россия активизировала воинственные действия в разных направлениях: она объявила о приостановке договора с США об утилизации плутония, вернулась к эскалации военных действий в Сирии и увеличила бюджет вооруженных сил на текущий год.
В свою очередь комплексы «Искандер», которые воспевает российская пропаганда, называя их грозой Запада, уже давно стали символом военного могущества России и даже вошли в набор расхожих поговорок, делится своим наблюдением автор публикации: «Реагируя на обращенные в его адрес угрозы, россиянин может ответить: „Не смеши мои искандеры“».
Это уже не первые учения, на которых комплексы «Искандер» появляются в Калининградской области: благодаря мобильности их можно в любой момент перебросить в любое место, объясняет генерал Роман Полько (Roman Polko) в интервью Super Express (12.10). Тревогу собеседника издания вызывает в данной ситуации пассивная реакция представителей НАТО на подобную «игру мускулами», их нежелание слышать о существующих угрозах и попытка игнорировать факт, что гонка вооружений, которой они боялись, уже давно началась. «Российский медведь ринулся вперед, он бежит, а мы делаем вид, что ничего не происходит», — подчеркивает генерал.
Когда НАТО на варшавском саммите продемонстрировало свою солидарность, россияне не ответили угрозами, а смягчили тон. Так что к конфликту беспрецедентного масштаба может привести не твердость в отношении Москвы, а лишь политическая трусость, которая провоцирует Кремль на дальнейшие агрессивные действия, делает вывод Полько, призывая политиков и военных обратиться к языку действий и силы, поскольку испытывающий терпение западных стран Путин понимает лишь его.
Размещение «Искандеров» в российском эксклаве — это часть широкой игры Кремля, новый этап которой начался после провала американо-российского соглашения по Сирии, убежден, в свою очередь бывший консультант Бюро национальной безопасности Польши Мачей Мильчановский (Maciej Milczanowski), которого цитирует Wirtualna Polska (11.10). Москва стремилась стать равноправным партнером Вашингтона в Сирии, а когда этот план сорвался, обратилась к инструментам давления, в частности, выдвинув США такие условия возобновления договора по утилизации плутония, что Штатам «для их выполнения пришлось бы практически стать вассалом России», говорит аналитик.
Он также увязывает активизацию недружественных российских действий с американской предвыборной кампанией и желанием Кремля просчитать, кто станет следующим президентом, чтобы оказать на него влияние. Москва чувствует, что сейчас наступил идеальный момент, в который она сможет обрести стратегическое преимущество над американцами как в Сирии, так и в других частях мира, где сталкиваются интересы двух стран, ведь уходящий президент не станет предпринимать никаких решительных действий, добавляет портал, ссылаясь на мнения зарубежных комментаторов.
Приближая свои вооружения к границам НАТО, Россия старается создать атмосферу угрозы, оказать давление на пацифистски настроенный Запад, население которого так ценит спокойствие и безопасность, что готово многим ради них пожертвовать, отмечает политик Павел Коваль (Paweł Kowal) на страницах Interia.pl (13.10). Страх потерять нажитое многими поколениями состояние может, на его взгляд, стать важным фактором в условиях приближающегося вооруженного конфликта, и в этом отношении более чуткими к надвигающейся угрозе окажутся поляки, начавшие жить в относительном достатке лишь в последние десятилетия, а также хранящие память о войне. «Россияне прекрасно это знают. Они пугают перспективой войны, а „Искандеры“ используются для претворения этой политики страха в жизнь. С другой стороны, принимая во внимание, сколько оружия находится в Калининградской области, и насколько агрессивна сейчас политика России, говорить, что военный конфликт невозможен, было бы глупо», — заключает Коваль.
Советский диссидент Владимир Буковский, интервью с которым публикует wPolityce.pl (09.10), считает, что российские угрозы в адрес Запада — это блеф, а Москва способна вступить в конфронтацию лишь на риторическом уровне, поскольку не обладает потенциалом Советского Союза и не может позволить себе развязать, а потом выиграть масштабную войну. Собеседник портала советует западным странам не поддаваться на примитивный шантаж, не идти на какие-либо уступки Кремлю в вопросе Украины, Сирии или архитектуры европейской безопасности и ждать, когда Россия распадется.
«Возможно, — предсказывает Буковский, — это произойдет не сразу, а в ближайшие два-три года. Никаких инвестиций в экономику, никаких инноваций, никакого производства помимо сырья, никакой модернизации, если не считать вооруженные силы. И еще миллиарды, которые тратятся на прототипы нелетающих ракет и прочий хлам. Это не может работать вечно. В итоге, и я полагаю, что скоро, эта модель себя исчерпает. И тогда ничего уже не поможет: ни Балтийский флот, ни „Искандеры“».