Президент Украины Петр Порошенко во время церемонии передачи военной техники ВСУ в Чугуеве 15 октября подчеркнул, что Украина не будет выполнять политическую составляющую Минских договоренностей без продвижения в вопросе обеспечения безопасности. Президент озвучил позицию, которая постепенно выкристаллизовалась в результате совокупности военно-политических действий Украины. Владимиру Путину уже традиционно было непросто скрыть свое раздражение, вызванное коррекцией позиции официального Киева. Позволю себе предположить, пишет обозреватель УНИАН (17.10), что укрепление политической позиции Украины было бы невозможным без заметного ухудшения отношений между Россией и Западом в контексте ситуации вокруг сирийского города Алеппо и обнародования результатов расследования обстоятельств гибели рейса МН17. Свою лепту внесла и резолюция ПАСЕ, которой европейские парламентарии фактически признали не только факт присутствия российских военных на Донбассе, но и невозможность проведения в ближайшее время выборов на территории ОРДЛО.
Неcмотря на желание отдельных участников «нормандского формата» проводить встречу на высшем уровне, если есть шанс на достижение реального прогресса в имплементации Минских договоренностей, сегодня более чем очевидно, что реальный прогресс в имплементации Минска может быть достигнут исключительно ценой уступок со стороны Украины, утверждает эксперт «Дня» (18.10). Никакого серьезного сигнала, что Путин на данном этапе готов к определенным уступкам со своей стороны, — нет. Кроме того, с самого начала конфликта было очевидно, что российский президент нацелен на «крупную сделку» с Соединенными Штатами. Европейские участники «нормандского» формата воспринимаются в Москве в лучшем случае как фасилитаторы такой сделки. У нас не должно быть чрезмерных ожиданий относительно результатов очередной «нормандской встречи», поскольку все стороны подходят к ней с разным виденьем имплементации Минска. Украина не отступает от формулы «сначала безопасность». Россия придерживает формулы «сначала выборы и особый статус». Западные партнеры «и безопасность, и выборы одновременно».
Первый президент Украины Леонид Кравчук в эфире телеканала «112.Украина» (18.10), комментируя предстоящую встречу, согласился с «тревожным отношением к ней Петра Порошенко». Как отметил Кравчук, «еще не было встречи, а уже высказаны диаметрально противоположные позиции. Россия считает, что нам нужно сначала решить политические вопросы, то есть провести выборы, внести изменения в Конституцию. Россию поддерживает
Берлинская встреча нужна, чтобы показать, что нормандскиий формат скорее жив, чем мертв, и что для всех сторон Минские соглашения все еще остаются меньшим из зол, пишет «День» (18.10). Мы и Кремль тянем время, каждый в надежде на то, что оно играет на его стороне; европейцы стремятся минимизировать потери и риски от войны на Украине, а если получится — и заморозить конфликт, оставив его только на повестке дня украино-российских отношений. Привести такие исходные позиции к общему знаменателю будет сложно. Пока им выступает лишь общее понимание необходимости обеспечения безопасности, проведения выборов и возвращения неподконтрольных территорий под суверенитет Украины. Но вот последовательность этих шагов, детали и общий результат всеми трактуются по-разному. Вряд ли здесь есть принципиальные изменения по сравнению с октябрем прошлого года
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин не ожидает каких-либо прорывов по результатам встречи «нормандской четверки». Об этом он заявил в эфире телеканала «112 Украина» (18.10). «Завтрашнее мероприятие должно стать тестом. Такая договоренность, поскольку идея принадлежит в значительной степени канцлеру Германии Ангеле Меркель, которая была поддержана и президентом Франции, и нами, с целью понять, можно ли дальше последовательно давить на руководство России в выполнении Минских договоренностей. Это обязательно накануне Европейского Совета, где будет обсуждаться вопрос отношений с Россией. Поэтому именно в этом контексте это очень важно. Мы работаем над логикой дорожной карты, где должна доминировать четкая логика в исполнении всех договоренностей по безопасности и гуманитарное измерение — освобождение всех политических заключенных. Только на это должно накладываться выполнения политических договоренностей. Мы работаем над проектом, но должны понимать, что особых ожиданий в плане каких-то прорывов от завтрашнего мероприятия у нас нет», — рассказал Климкин.
Европа загнала Россию в тупик, из которого ей еще сложней будет выбираться после событий в Сирии, однако в целом результатов встреча «нормандской четверки» не принесет. Такое мнение в эфире телеканала NewsOne.ua (18.10) высказал экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко. По его словам, Путин все еще хочет оставаться в «большой игре», поэтому согласился на встречу. «Путин в последний момент испугался остаться совсем одним. Он решил лучше присоединиться и сделать вид, что он является частью большой политической игры, чем сидеть в Кремле и рассказывать своим соплеменникам, что они лучше, а европейцы — плохие», — сказал экс-министр. Огрызко не верит в то, что во время встречи «нормандской четверки» удастся достичь чего-то прорывного в решении конфликта на Донбассе. «Обе стороны расскажут друг другу о том, что другая сторона не выполняет минские договоренности. Будут осуществлены попытки переложить ответственность на противоположную сторону. Я не вижу реальных последствий этой встречи. Идти дальше за счет собственных государственных интересов Украина больше не будет. Мы попадем в такой небольшой дипломатический тупик «, — указал он. Экс-глава МИДа отметил, что в этот тупик будет загнана Россия, так как Украина является жертвой агрессии, и это уже признано официально резолюцией ПАСЕ. На украинской стороне находятся европейские страны. «Тупик больше создается для РФ, и из него ей будет выходить довольно сложно, глядя на то, что Россия сейчас творит в Сирии», — добавил он.
Президент Франции Франсу Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель вынуждены приглашать президента РФ Владимира Путина за стол переговоров. Такое мнение на своей страничке в Facebook (18.10) высказал политтехнолог Тарас Березовец. «Не будем подробно останавливаться на факте того, что телефонный разговор Меркель, Порошенко и Олланда прошел без участия Путина. Здесь все вроде как ясно. Олланд на прошлой неделе отказался встречаться с Путиным в Париже после варварских бомбардировок Алеппо и российского вето в Совбезе ООН, а Путин взбешен из-за того, что Украина в экспертной группе выступила против его идеи провести выборы на оккупированных территориях. Меркель и Олланд вынуждены приглашать Путина за стол переговоров, поскольку с момента последней встречи Путин последовательно срывает все встречи в «нормандском формате», — написал он. Эксперт допускает, что Путин попытается сорвать и нынешнюю встречу. «Слишком неудачными для него оказались две последние недели. Тем не менее Путин понимает уязвимость позиции Германии и Франции в переговорном процессе и будет пытаться выжать максимум возможного, несмотря на все свои неудачи. Так что давление на Украину, особенно со стороны Франции, в вопросе выборов будет довольно сильным. Украина к такому повороту не готова. Порошенко не нужны никакие выборы на Донбассе и он понимает, какими будут последствия», — добавил Тарас Березовец. Именно поэтому, по его мнению, никакого прорыва от берлинской встречи ждать не стоит.