Путин делает в Сирии все, что хочет, а Запад беспомощно наблюдает — такова суть комментариев по поводу битвы за Алеппо. «О том, насколько беспомощен Запад, свидетельствуют призывы к протестам перед российскими посольствами против действий России в Сирии», — писал Der Spiegel (13.09), подразумевая соответствующие высказывания министра иностранных дел Великобритании Бориса Джонсона (Boris Johnson) и главы МИД Швеции Марго Валлстрём (Margot Wallström). «Они [протесты] ни к чему не приведут», — констатировал журнал.
СМИ утверждали, что Россия совершает «военные преступления» в Сирии, «стремится к конфронтации с Западом» и «оскорбляет» западные страны, которые хотят диалога с Москвой. Frankfurter Allgemeine Zeitung (13.09) призывает не только «прекратить разговоры» о смягчении действующих антироссийских санкций, но и задуматься о введении новых. По мнению газеты, это следует сделать не из-за расчета на перемены курса Кремля, а только для того, чтобы четко дать понять России: «цена за ее действия обязательно будет расти».
К ужесточению действующих в отношении России ограничений призвали и немецкие политики, прежде всего представители партий ХДС и «Зеленые» — об этом говорилось в материале Der Spiegel, датированном 13.09. «Правда, политики не дают ответа на вопрос, как должны выглядеть новые санкции, а многие премьер-министры [федеральных земель] предостерегают от такого шага», — отметило издание. Позже, в статьях, опубликованных 17.09, появились сообщения о том, что канцлер Ангела Меркель намерена выступить за ужесточение санкций против России на уровне ЕС.
«Евросоюз поступает правильно, если обдумывает введение санкций из-за действий России в Сирии, — считает Der Tagesspiegel (17.09). — Обстоятельства изменились. После нападения на гуманитарный конвой ООН вблизи Алеппо, ответственность за которое Запад возлагает на Россию, новые санкции против России больше не являются темой табу. Логично, что теперь и в Евросоюзе громче звучит требование наказать Россию ограничениями за варварские действия в Сирии».
Выражение «Запад винит Россию за нападение на гумконвой ООН» приобрело в немецких СМИ такую популярность, что складывается впечатление, будто медиа обязывают читателя уверовать в виновность России, не задаваясь вопросом о наличии каких-либо доказательств.
СМИ охотно поддержали тему предполагаемого вмешательства России в американскую предвыборную кампанию после того, как глава штаба Хиллари Клинтон Джон Подеста (John Podesta) обвинил «российских хакеров» во взломе его электронной почты.
«Москва против Вашингтона, министр иностранных дел России против Обамы: в предвыборной кампании США речь уже давно идет не только о Клинтон vs Трамп, о лжи и видеосъемке — речь также идет о международном кибершпионаже и теориях заговора», — писал Der Spiegel (13.09).
«Эксперты сомневаются в том, что хакеры смогут манипулировать собственно выборами, — отметила Sueddeutsche Zeitung (13.09). — Но возможно, их действия будут достаточны для того, чтобы посеять сомнения в легитимности демократического процесса в Соединенных Штатах, которые выступают как глобальный защитник демократии».
Убедить немецкого читателя в причастности Кремля к хакерским атакам в Соединенных Штатах взялся и Андрей Солдатов, которого Berliner Zeitung (13.09) представляет как «эксперта по спецслужбам». По его словам, «никто не стал бы повергать опасности российско-американские отношения и вмешиваться во внутреннюю политику США при отсутствии одобрения со стороны Кремля».
«Путин, наверняка, был в курсе, — утверждал Солдатов в интервью Berliner Zeitung. — Вспомните интервью, которое он по этому поводу дал Bloomberg. В нем он четко сказал, что следует заниматься не вопросом, кто были хакерами, а информацией, к которой они обеспечили доступ. Я считаю это показательным объяснением».
Комментируя саммит БРИКС, СМИ всячески подчеркивали, что страны, когда-то считавшиеся «двигателем мировой конъюнктуры», «утратили свой блеск». Виной тому, писали аналитики, взаимная конкуренция, собственные экономические трудности, причем в России и Бразилии это «глубокий экономический кризис».
Во всех публикациях обращалось внимание на подписанное на полях саммита российско-индийское соглашение о сотрудничестве в энергетической и военной сферах. Frankfurter Allgemeine Zeitung (17.09) уделила особое внимание тому факту, что Индия приобретет российские ракетные системы С-300, которые «в некоторых аспектах даже превосходят американские системы Patriot».
Об отношении Берлина к БРИКС, то есть о том, считает ли он его «равным партнером», телеканалу ZDF (15.09) рассказал Роберт Каппель (Robert Kappel), эксперт Немецкого института глобальных и региональных исследований (German Institute of Global and Area Studies — GIGA). По его словам, «пока практически нет дискуссии о том, каким могло бы быть в будущем партнерство с БРИКС». «Правда, все более активно развивается сотрудничество с ними, случаются и конфликты, но вопрос о том, насколько БРИКС как целое должно стать адресатом германской политики, остается открытым».